Литва и Польша этой осенью отличились полным закрытием границ с Беларусью. Официальная Варшава выбрала предлогом проведение учений Союзного государства Беларуси и России, которые, к слову, были перенесены в глубь Беларуси подальше от польских границ с целью продемонстрировать дружелюбие и нежелание конфронтации с Польшей. А литовские власти закрыли наземные пункты пропуска под предлогом борьбы с контрабандой, перемещаемой в Литву по воздуху. Однако операция по закрытию границы Варшавой и Вильнюсом провалилась. Обе страны вынуждены были ее открыть из-за больших экономических потерь и дискредитации самих себя в глазах стран-партнеров, пользующихся их транзитными мощностями.
С 2023 года Подлясское воеводство Польши оказалось заложником политического противостояния Варшавы с Минском. Польское правительство вначале закрыло погранпереход в Кузнице-Белостоцкой в 2021-м, а в начале 2023 года и в Бобровниках, тем самым полностью изолировав воеводство от трансконтинентального евразийского транзита. Только за 2023 год прямые потери Подлясья составили не менее 124,5 млн евро. И это не считая косвенных потерь, связанных с использованием инфраструктуры, туризмом и прочими прибыльными статьями, которые зарабатывались благодаря трансграничному транзиту.
Единственными функционирующими пунктами пропуска на белорусско-польской границе оказались автомобильный и железнодорожный переходы в районе Бреста и Тересполя, что в Люблинском воеводстве Польши. Да и они испытывали на себе гибридные способы польских властей затормозить процедуру прохождения границы, сделать ее максимально неудобной и принести дискомфорт пассажирам. Все делалось с целью отбить охоту пользователей переходов пересекать белорусско-польскую границу. Наверное, таким образом польское руководство реагировало на введение безвиза белорусской стороной для своих граждан и опасалось, что это может развеять весь туман пропаганды о кровожадной диктатуре, который Варшава транслировала своим гражданам из всех утюгов.
Из-за закрытия границ с Беларусью Польша и Литва едва не потеряли свой транзитный статус
Во время парламентской избирательной кампании Дональд Туск, тогда находящийся в оппозиции, не отказывался от обещаний жителям Подлясья, что откроет границы и восстановит работу погранпереходов. Однако после его избрания в 2024 году свободное трансграничное движение так и не открылось. Граница продолжала быть на замке, а варшавская пропаганда пыталась еще больше накрутить польское общество страхом перед опасностью "кровавой диктатуры" из-за Буга.
На этом фоне с возвращением в Белый дом в Вашингтоне Дональда Трампа США активизировали свою работу по нормализации отношений с Беларусью. Однако Польша и Литва продолжали упорствовать в своем желании противостоять белорусскому соседу.
Первым попыталась показать зубы Польша, полностью закрыв границу с 12 по 25 сентября этого года. В результате было приостановлено не только автомобильное сообщение двух стран, но и нарушен трансграничный транзит по железной дороге. Дело в том, что через белорусско-польскую границу проходит до 90% северного сухопутного транзита в рамках инициативы "Пояс и путь". В результате закрытие границы обернулось для Польши скандалом, который затронул страны от Западной Европы до Китая. Железнодорожный коридор, проходящий через Польшу и Беларусь, обеспечивает годовой товарооборот на сумму около 25 миллиардов евро. Закрытие границы на две недели стало серьезным потрясением для польской и европейской экономики, вызвав перебои в транспортном сообщении вдоль ключевого торгового коридора между Китаем и ЕС.
Польские транспортные и логистические компании столкнулись с финансовыми потерями из-за необходимости искать альтернативные, более дорогие и длительные маршруты через Литву или Латвию. Расходы на перенаправление грузов увеличились как минимум на 1000 евро, а в некоторых случаях - до 2500 евро за доставку.
Если бы закрытие границы продлилось дольше, Китай мог бы переориентировать свои торговые пути, что привело бы к долгосрочным потерям для Польши как ключевого транзитного узла. Польша ежегодно получает около 740 млн злотых (около 200 млн долларов США) только в виде таможенных пошлин от торговли по этому железнодорожному маршруту. Однако огромные потери были еще и у польских железных дорог, которые зарабатывают только на транзите одного сорокафутового контейнера не менее 8,5 тыс. долл.
Понятно, что все это заставило Варшаву отказаться от безуспешной и провальной авантюры и открыть границы. Более того, Польша была вынуждена пойти на восстановление работы еще и двух пунктов пропуска в Подлясском воеводстве (Брузги - Кузница Белостоцкая и Бобровники - Берестовица).
Литва решила не отставать от поляков и закрыла границу 27 октября, угрожая при этом, что погранпереходы не будут функционировать до тех пор, пока контрабанда будет лететь в Литву. При этом Вильнюс не смог или же не захотел объяснять, при чем здесь воздушная контрабанда к наземным погранпереходам. А ведь контрабанда была всегда. Литовская мафия на протяжении всех постсоветских лет любила закупаться в Беларуси сигаретами и алкоголем и переправлять их в ЕС, чем и зарабатывала на жизнь. Существование стабильных каналов поставок говорило, что в схему включены и местные литовские власти, которые попросту из года в год закрывали на контрабанду глаза, получая соответствующие гешефты. Поэтому никто в Литве особо и не боролся с этой проблемой.
Надуманный предлог и требование к Беларуси, чтобы официальный Минск боролся с литовскими контрабандистами, с самого начала выглядели более чем странно. В то же время убытки накапливались. По подсчетам экономистов, если бы Литва держала границу закрытой на протяжении года, то бюджет Вильнюса только от потерь за счет транзита мог бы недосчитаться не менее 1 млрд евро. Как после признавался Науседа, Вильнюсу пришлось открыть границу 20 ноября именно из-за невыносимых убытков. По различным подсчетам, только за неполный месяц литовский бюджет потерял до 70 млн евро чистых убытков. Дальнейшее закрытие границы угрожало Вильнюсу еще большим увеличением убытков и окончательной потерей своего транзитного статуса.
О чем говорят эти полные абсурда истории? Как бы ни хотели иные западные политики насолить восточным соседям, суровая экономическая реальность в их же собственных странах, как следствие необдуманных, эмоциональных решений, больно бьет бумерангом и возвращает к здравомыслию. Поймут ли, наконец, эти господа и дамы, что путь запретов и заборов - тупиковый? Услышат ли призывы к выстраиванию добрососедских отношений? Хотелось бы верить. Вопросы остаются открытыми…