Годовщина крушения Ан-24 под Бугульмой: что известно о последней авиакатастрофе в истории СССР

Кто был на борту и что известно о самолете Авиалайнер Ан-24РВ (бортовой номер 47823) выпустили на заводе Антонова в Киеве в 1971 году. В состав экипажа авиалайнера в тот злосчастный день входили четыре человека. Это командир воздушного судна Яков Гасанов, второй пилот Юрий Епанчицев, бортмеханик Павел Ломоносов и стюард Роман Григорьев. На борту находились также 37 человек нефтяников-вахтовиков. Что предшествовало авиакатастрофе Самолет выполнял рейс из Нижневартовска в Бугульму с промежуточной посадкой в Тюмени. На его борту находились работники нефтяной отрасли. Согласно полученному экипажем метеопрогнозу, в районе Бугульмы ожидались туман с видимостью 800 метров и западный ветер скоростью 9 м/с с порывами до 15 м/с. Также пилотов предупредили о возможности сильного обледенения в облаках и осадках. Несмотря на это, полет до Бугульмы прошел в штатном режиме, а при подлете к аэропорту экипаж, получив разрешение, приступил к снижению. Посадка и крушение При заходе на посадку, несмотря на предупреждения диспетчера об угрозе обледенения, экипаж несвоевременно активировал противообледенительную систему (ПОС). Система для входного направляющего аппарата и воздухозаборников была включена с запозданием, на высоте 1100 метров. Впоследствии, на высоте 900 метров, когда сработал сигнал об обледенении, пилоты проигнорировали необходимость включения ПОС крыла и хвостового оперения. На удалении 11 километров от аэропорта, находясь на высоте 400 метров, экипаж вышел на посадочную глиссаду и запросил разрешение на посадку. Диспетчер его дал, а также проинформировал о метеорологической обстановке, опустив, однако, повторное предупреждение об обледенении. Экипаж выпустил закрылки на 15 градусов. По какой-то причине бортмеханик не проверил состояние стабилизатора, который начал покрываться льдом. При входе в глиссаду, закрылки не были выпущены в необходимое посадочное положение (30 градусов), хотя это нарушение инструкции в условиях обледенения и при неработающей ПОС. На расстоянии 1700 м от полосы борт стало отклонять вправо, а в 1400 метрах от полосы он вышел за допустимые пределы, снижаясь с вертикальной скоростью 7 м/с. В 05:01:26, после значительного бокового отклонения самолета, диспетчер скомандовал – уходим на второй круг. Одновременно в кабине сработал сигнал о прохождении высоты принятия решения. Командир Яков Гасанов распорядился выполнить уход, и самолет начал набор высоты, но успел снизиться до 60 метров. Из-за посадочной конфигурации закрылков горизонтальное оперение перешло в критический отрицательный угол атаки. Штурвал воздушного судна самопроизвольно начал уходить «от себя» (на пикирование). Это привело к резкому снижению носа самолета, потере управляемости и последующему столкновению с землей. Ан-24 потерпел крушение в 05:02:00. Его скорость в этот момент была 260 км/ч, а угол – 70–80 градусов. Самолет врезался в землю в 802 м за торцом взлетно-посадочной полосы и в 598 метрах справа от ее оси. Во время крушения не выжил никто из находившихся борту. Последствия и расследование Последствия аварии оказались не менее катастрофическими, так как Ан-24 нанес значительный ущерб инфраструктуре аэропорта. К тому же после крушения возник пожар, уничтоживший обломки воздушного судна. Расследование показало, что причиной трагедии стали человеческий фактор и нарушение летных инструкций. Как выяснилось позже, система обогрева двигателя и крыльев не была активирована вовремя, что сделало управление самолетом практически невозможным. Однако существуют и другие версии, в том числе связанные с технической неисправностью самолета и неблагоприятными погодными условиями. В момент посадки наблюдался сильный боковой ветер, который мог осложнить управление воздушным судном. Несмотря на прошедшие годы, полная картина произошедшего до сих пор представляет собой сложный пазл, в котором переплетаются технические неисправности, человеческий фактор и неблагоприятные погодные условия. Официальная версия гласит, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа в условиях плохой видимости. Однако, ряд экспертов ставят ее под сомнение. Интересные факты Одним из малоизвестных фактов является то, что авиалайнер перевозил не только пассажиров, но большую сумму денег. Они предназначались для выплаты зарплат шахтерам. Однако после авиакатастрофы купюры не нашли. Это, в свою очередь, дало пищу для многих слухов и спекуляций на теме. В день трагедии в Бугульме наблюдалась сильная метель. Это обстоятельство значительно осложняло посадку. Незадолго до крушения экипаж сообщал о проблемах с радиовысотомером, который мог давать неверные показания о высоте. Эту информацию хоть и учли в официальном расследовании, но до сих пор она вызывает споры среди специалистов. Кстати, аналогичная авиакатастрофа случилась за пять с половиной лет до этого, когда 2 марта 1986 года из-за отказа двигателя и ошибок экипажа под Бугульмой разбился самолет Ан-24. Тогда погибли 38 человек: 34 пассажира и четыре члена экипажа. Ранее «ФедералПресс» писал о другом резонансном случае крушения самолета в Татарстане: 10 октября 2021 года самолета L-410 совершил жесткую посадку в Мензелинске. Авиакатастрофа унесла жизни 16 человек, из которых были два члена экипажа, Михаил Беляев и Александр Зыков. В качестве главной причины катастрофы был назван отказ двигателя. Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова

Годовщина крушения Ан-24 под Бугульмой: что известно о последней авиакатастрофе в истории СССР
© РИА "ФедералПресс"