Юрист Хаминский: Рестораны должны уведомить об ограниченном времени пребывания

Многие рестораны, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, начали ограничивать время пребывания за столиками до 2-2,5 часа для того, чтобы обеспечить максимальное количество посадок за каждый столик. Рестораторы объясняют это тем, что ресторан зарабатывает именно на обороте столов. Если гости занимают столик на четыре-пять часов, заведение теряет возможность принять новых посетителей и, соответственно, деньги. О том, насколько это законно и как реагировать потребителю, рассказал юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.

Юрист Хаминский: Рестораны должны уведомить об ограниченном времени пребывания
© Российская Газета

"Правила оказания услуг при организации общественного питания регулируются сразу несколькими нормативными актами. Это, в частности, Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, постановление Правительства РФ № 1515 об утверждении правил оказания услуг общественного питания и др. При этом в соответствтии с ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования" под услугой общественного питания понимается не только непосредственно предоставления продукции, но и услуга по организации досуга. То есть посетитель, когда приходит в ресторан, рассчитывает не только поесть, но и провести свободное время", - пояснил юрист.

По его словам, ресторан или кафе вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству. Другими словами, кафе или ресторан вправе самостоятельно установить промежуток времени, после которого посетители должны освободить столик. В частности, ресторан может прописать в правилах, что столик можно занимать не дольше трех часов. Однако о существования такого лимита предприятие общественного питания обязано указать в правилах и предупредить о нем гостей, например, написать в меню либо распечатать правила и поместить на видном месте или опубликовать на сайте заведения в интернете.

Проинформировать посетителя об ограниченном времени пребывания в ресторане администрация по закону обязана заранее.

Если посетителя заранее не предупредили, что время пользования столиком ограничено, кафе или ресторан не вправе ссылаться на правила и требовать от него уйти.

"Нужно иметь в виду, что ограничения на пребывание могут быть вызваны тем, что столик, который хочет занять посетитель, забронирован. В этом случае администрация может разместить посетителя за этим столиком, заранее предупредив, что его надо освободить к определенному часу.

Еще одно основание установить предельное время обслуживания допускается в тех случаях, когда заведение организует тематические программы с установлением сеансов. Это относится к гастрономическим театрам, музыкальным представлениям и другим подобным мероприятиям, объяснил Хаминский.

Однако следует понимать, что любые ограничения должны распространяться одинаково на всех клиентов без исключения. Если одним посетителям столик предоставляется на 2 часа, а другим, допустим, в силу личных взаимоотношений с администрацией ресторана, на 4, 5 и более часов, то первые могут потребовать прекратить нарушение их прав. "И потребовать защиты, обратившись в Роспотребнадзор, прокуратуру или органы внутренних дел. Правда, для этого нужно будет собрать доказательства в виде материалов аудио-, фото- и видеофиксации", - констатировал Хаминский.