Граждан начали наказывать за тайную запись информации

Новое явление: в судебной практике появились дела на граждан, которые прятали в разных местах свои гаджеты для тайной записи. Например, один из осужденных прикрепил видеокамеру к папке-скоросшивателю и поставил в шкаф в своем кабинете. За это он получил год лишения свободы. Дело не единичное. Потому что сегодня практически у каждого гражданина есть гаджеты, которые можно использовать для тайного сбора информации. Как выясняется, делать это надо крайне осторожно. Есть нюансы , которые легко могут привести человека на скамью подсудимых.

Граждан начали наказывать за тайную запись информации
© Российская Газета

Согласно действующим правилам, собрать из легальной аппаратуры некое приспособление для негласной съемки - тоже преступление.

Допустим - папка сама по себе легальна, камера легальна, но поставить папку в шкаф и спрятать камеру внутри для скрытой съемки противозаконно.

На этом обжегся главврач одной из больниц в Республике Мордовия. В его кабинете был обнаружен самодельный жучок: обычная видеокамера в папке.

Как рассказал гражданин следователям, видеокамеру он использовал для обеспечения собственной безопасности и безопасности сотрудников больницы, поскольку имелись случаи угроз со стороны родственников умерших больных. Он искреннее удивился, когда ему предъявили обвинение в использовании шпионской аппаратуры. Однако Первый кассационный суд общей юрисдикции счел приговор совершенно законным.

Спрятать хитрым способом камеру, например, в спальне, чтобы следить за супругой, тоже преступление. Хитрость могут признать шпионской

Известный факт: за использование шпионской аппаратуры обычными гражданами предусмотрено наказание. Например, купить ручку со встроенной видеокамерой или часы с микрофоном это прямой путь на скамью подсудимых.

Некоторое время назад в обществе возникли дискуссии о том, как отделить шпионскую аппаратуру от обычной. Но в итоге были выработаны разумные подходы.

В обычной комплектации бытовой гаджет не приведет человека на скамью подсудимых. Следователям необходимо доказать, что аппаратура была специальной. Например, какую-то обычную вещь доработали так, что она записывает все вокруг, хотя этого от нее никто не ждет. Скажем, если вставить в сетевой фильтр микрофон, фильтр станет шпионской аппаратурой. Соответственно, человека, пользующегося таким удлинителем для записи, осудят.

В данном случае главврач и его защитник были уверены, что не может быть и речи об изготовлении специального технического средства для негласного получения информации. Мол, видеокамеру человек не скрывал, скоросшиватель, в котором находилась камера, стоял на видном месте. Какой же это жучок? Как выяснилось, самый настоящий.

Экспертиза установила, что "обнаруженное техническое устройство находится в работоспособном состоянии, изготовлено промышленным способом, функционально представляет собой IP Wi-Fi видеокамеру, которая управляется через мобильный телефон при помощи использования Wi-Fi точки доступа". По мнению эксперта, на которое сослался Первый кассационный суд, такая кабинетная импровизация "относится к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, так как ему были приданы свойства для обеспечения скрытного получения информации".

Извлечь урок из этого дела должны не только чиновники, но и абсолютно все граждане. Спрятать хитрым способом камеру, например, в спальне, чтобы следить за супругой, тоже преступление. Хотите знать, что творится дома без вас, ставьте камеру на видное место. И камера должна быть самой обычной. В таком случае вам не грозят никакие неприятности: ни с законом, ни с родными. Только лишний раз увидите, что близким можно верить.

"Действительно, практике известны случаи, когда специальные технические средства изготавливались с использованием "легальных" комплектующих, имеющихся в свободном доступе, путем их преднамеренной технической доработки, - рассказала "РГ" судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ольга Гейнце. - Ответственность за незаконное производство специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в ст. 138.1 УК РФ также предусмотрена".

По ее словам, немаловажным является установление умысла лица, совершающего указанные действия, и обстановка их совершения.

"Если человек пришел с папкой, с телефоном в кармане и т.п. в публичное место, где планируется решение какого-то вопроса с его участием, либо, по его мнению, готовятся или совершаются противоправные деяния, то он вправе осуществить документальную фиксацию происходящих событий, не ставя об этом никого персонально в известность, - говорит она. - Иная ситуация возникает в случае скрытого размещения устройства, признанного специальным техническим средством в рабочем кабинете без ведома и согласия работников или, наоборот, руководителя, с целью негласного получения информации и ее фиксации на неопределенное время. Практике известны ситуации, когда такие устройства маскируются под различные предметы, такие как пожарный датчик, фиксируя все действия человека, находящегося в помещении, в том числе в одиночестве, имея цель контроля и сбора информации "на всякий случай" либо откровенной слежки".

В другом случае, в Мурманской области был осужден некий гражданин, который спрятал микрофон в пожарном извещателе, прикрепленном к потолку в одном из кабинетов таможни. Итог - виновен.

"Нужно понимать, что с развитием и усложнением общественных отношений огромным скачком технического прогресса практически любое наше действие уже сейчас имеет свой "цифровой след", который может быть зафиксирован, - подчеркивает Ольга Гейнце. - Вместе с тем закон должен в равной степени защищать лиц от несанкционированного использования специальных технических средств и одновременно устанавливать границы такого использования, а также содержать понятные критерии отграничения специальных технических средств от (во многом схожих) легальных технических средств, используемых в быту и оснащенных функцией записи информации".