40 лет назад в Токио и Манчестере произошли одни из самых страшных авиакатастроф
Статистика показывает, что около 80% авиакатастроф происходят во время взлета и посадки. У авиаторов даже существует поговорка: взлет - опасен, полет - прекрасен, а посадка сложна.
Сорок лет назад, 22 августа 1985 года произошла одна из таких трагедий на взлете - самолета Boeing 737-236 Advanced а/к British Airtours, который совершал рейс по маршруту Манчестер-Керкира. На борту находились 131 пассажир и 6 членов экипажа. Из-за отказа левого двигателя экипаж взлет прекратил, но при отказе мотора возник пожар: 55 человек (53 пассажира и 2 стюардессы) задохнулись в токсичном дыму. Еще 15 получили тяжелые ранения.

Во время разгона по ВПП лайнер прервал взлет из-за технических неполадок. Но после остановки возник сильнейший пожар, охвативший заднюю часть самолета. Ситуацию ухудшило то, что ветер дул со стороны левого крыла и сносил пламя прямо на фюзеляж. Причиной катастрофы стал отказ левого двигателя из-за усталостных изменений металла и некачественного ремонта. Однако самым сильным фактором, приведшим к этой катастрофе был даже не взрыв в левом двигателе, а ошибка командира, который после прекращения взлета свернул с ВПП на рулежку "под ветер". Именно поэтому пламя задуло с крыла на фюзеляж.
Впрочем, как отмечалось, командир Питер Террингтон не мог видеть, что творится у него за спиной, он не знал, что горит уже не только двигатель, но и топливный бак в крыле. К сожалению, многие погибли и из-за возникшей паники: стремясь быстрее выбраться из самолета, пассажиры образовывали заторы, мешавшие спасению.
По результатам той катастрофы специалисты выработали целый ряд новых требований. В частности, в отношении световых дорожек на полу, огнезащиты подушек сидений, стеновых и потолочных панелей, наличия на борту большего количества огнетушителей, а также более четких и понятных правил аварийного покидания самолета.

А десятью днями ранее, 12 августа того же 1985 года, в Японии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории мировой авиации, которая унесла жизни 520 человек! "Боинг-747" Japan Airlines с 524 пассажирами и членами экипажа вылетел из Токио в Осаку. Через 12 минут после взлета у самолета оторвался хвост. Неимоверными усилиями пилоты удерживали неуправляемую машину еще 32 минуты...
Лайнер рухнул в горах. В результате удара о склон лайнер полностью разрушился, его обломки разлетелись на расстояние до 5 километров. Тут же вспыхнул пожар. Столб густого черного дыма, поднявшийся над горой, позволил довольно быстро установить точное место катастрофы. Спасатели увидеть выживших даже не надеялись. Тем больший шок испытали, обнаружив сразу четверых (!). Это были две женщины 26 и 34 лет, а также две девочки 8 и 12 лет. Все они сидели в хвостовой части самолета, там, где разорвало обшивку.