Как уральские туристы добиваются компенсации за испорченный отдых
Туристический сезон богат на стрессовые ситуации для путешественников. Но, как показывает практика, уральцы научились отстаивать свое право на комфортную дорогу до места отдыха.
На днях Свердловский областной суд взыскал с турагентства более 150 тысяч рублей в пользу опоздавших на рейс жителей Ивделя - небольшого северного городка. Семья решила отдохнуть в мае в Турции. Экономили как могли, поэтому и выбрали начало сезона. Путевка, приобретенная у раскрученной фирмы, обошлась в 162 тысячи рублей на двоих. Время вылета назначили не очень удобное - около четырех часов утра. До аэропорта добираться почти шесть часов, поэтому путешественники заблаговременно выехали из дома. Однако в Кольцово выяснилось, что самолет уже улетел - рейс перенесли на более ранний час.
Сотрудники турфирмы знали о переносе рейса, но не предупредили об этом клиентов
Возвращаться обратно несолоно хлебавши супруги отказались - слишком много сил и средств вложили в отпуск. Потому, несмотря на ответ представителей турфирмы: "Сами виноваты, разбирайтесь как хотите", - от поездки не отказались и приобрели билеты на следующий рейс, выложив за перелет более 103 тысяч рублей. А после окончания вояжа обратились к туроператору с требованием возместить стоимость самостоятельно купленных билетов, получили отказ и подали иск в суд.
Оказалось, сотрудники турфирмы знали о переносе рейса, но не предупредили клиентов, хотя по закону были обязаны информировать их о любых изменениях в туристическом продукте. По решению суда ответчику придется не только компенсировать потраченные на билеты средства, но и по закону о защите прав потребителей выплатить свыше 50 тысяч рублей (50 процентов присужденной суммы) за нежелание добровольно вернуть деньги.
Другой пример гражданской активности. Уральская транспортная прокуратура встала на защиту пассажиров, которым сотрудники авиакомпании отказались объединить багаж. Скандал разгорелся еще в марте: при регистрации на рейс в Шарм-Эль-Шейх пара поняла, что вес одного из ее чемоданов превысил допустимую норму. Туристы предложили оформить единый багаж на двоих, но представители авиакомпании потребовали либо перепаковать вещи, либо оплатить лишние килограммы. Пришлось подчиниться, чтобы не остаться без отдыха.
Вернувшись домой, пассажиры подали в прокуратуру заявление о нарушении прав потребителей. Проверка подтвердила их правоту: для "союза" чемоданов не обязательно доказывать кровное родство их владельцев.
- В маршрутных квитанциях к электронному билету была прописана единая для обоих туристов бронь туроператора. Уже это указывает на совместное следование пассажиров одним рейсом с общей целью и позволяет объединить багаж, - прокомментировали в транспортной прокуратуре.
Авиакомпания привлечена к административной ответственности по статье 14.4 КоАП (оказание услуг, не соответствующих требованиям нормативных актов) и оштрафована более чем на 40 тысяч рублей.
Комментарий
Игорь Упоров, президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов:
- Единых нормативов провоза багажа на авиатранспорте сейчас не существует. Да, действует приказ Министерства транспорта РФ № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров", где прописаны основные требования, но компании вправе устанавливать свои.
Сам недавно столкнулся с сюрпризом при перелете в Москву. В аэропорту выяснилось, что мой рейс решили объединить с рейсом одного из лоукостеров, а у того свои правила перевозки ручной клади. Пришлось экстренно решать проблему перевеса.
Но, насколько бы ни была стрессовой ситуация, я бы не рекомендовал скандалить у стойки регистрации. Ничем хорошим это не заканчивается: буйных пассажиров имеют право не допустить на борт самолета. Будьте спокойны, фиксируйте все происходящее на телефон, а по возвращении смело пишите заявление в прокуратуру или суд. В большинстве случаев в устанавливаемых компаниями ограничениях есть нарушения прав потребителей, которые легко доказать, отсудив моральный и материальный ущерб.