Посадка – всегда испытание. Почему самолетам запрещено приземляться с полными баками, кому вредит сбрасываемое топливо?

Многие пассажиры, заходя на борт самолета, даже не подразумевают, насколько сложным будет путь. Всю ответственность на себя берет командир корабля. Он отвечает за безопасность пассажиров, действия во время внештатных ситуаций и сохранность самолёта. 

Посадка – всегда испытание. Почему самолетам запрещено приземляться с полными баками, кому вредит сбрасываемое топливо?
© runews24.ru

Именно поэтому для некоторых сброс топлива в критической ситуации непонятен и кажется чем-то странным. В машине ведь без бензина нельзя лишь поехать, а здесь, наоборот, — затормозить. 

Не автомобиль и не птица

При проектировании самолётов инженеры учитывают два ключевых параметра: максимальную взлётную массу и максимальную посадочную массу.

Первая позволяет понять, при каком максимальном весе воздушное судно может безопасно взлететь. А вторая — сколько должен весить самолет, чтобы безопасно сесть и не получить повреждений. 

Часто эти показатели сильно разнятся. К примеру, у типичного пассажирского лайнера Boeing 777 максимальная взлётная масса может достигать около 350 тонн. А вот для посадки он должен сбросить минимум 90 тонн. Если его вес будет выше этого показателя, о мягкой посадке можно смело забыть, а риски аварии значительно возрастут.

В нормальной ситуации эта разница легко достигается во время полета: топливо расходуется, и масса снижается. 

Проблема при посадке

Низкая масса самолета при посадке позволяет снизить ударную нагрузку на шасси. Тяжёлый самолёт требует немалых энергозатрат для мягкого приземления. Большую нагрузку шасси могут не выдержать, что приведёт к опасным последствиям. 

Посадка по сравнению со взлётом — процесс более динамичный. При касании земли шасси испытывают колоссальные нагрузки. На скорости они могут касаться поверхности взлетно-посадочной полосы и создавать искры. Если топливные баки будут полными, это может привести к воспламенению.

Иногда кажется, что опытный пилот может все, но посадка, чаще всего, бывает непредсказуемой. Небольшое отклонение от расчётов — и перегрузок не избежать. 

Также влияют на «мягкость» посадки погодные условия, качество взлетно-посадочной полосы и износ шасси. 

Аварийные условия также не оставляют времени для манёвров. В критической ситуации думать необходимо быстро, пока не изменились изначальные условия. 

Приземление с полными баками

Опытные пилоты действительно умеют сажать самолёты с полными баками. Но чаще всего топливо попросту сбрасывают. 

В истории отечественной авиации есть немало примеров, когда такой риск заканчивался трагедией

Для таких внештатных ситуаций воздушное судно оснащено автоматической системой сброса топлива. Она способна всего за несколько минут снизить массу самолёта до безопасной и спокойно приземлиться. 

При сбросе топлива горючее вещество испаряется в воздухе. Оно имеет отличный от привычного топлива состав, поэтому до земли не долетает. Помощь в этом пилотам оказывают диспетчеры. Они выбирают наиболее подходящий маршрут и высоту, разводят пути следования других самолётов.

Как правило, сброс топлива происходит вдали от жилых застроек, ферм или мест отдыха людей. 

Подобное можно увидеть и у военных самолётов. К примеру, во время воздушных шоу. При этом сброшенное топливо моментально поджигается для достижения зрелищного эффекта. 

Неопытность пилота или следование инструкции?

Часто при возникновении необходимости в аварийной посадке пассажиры начинают ругать командиров воздушного судна за нерасторопность. В сети можно встретить множество отзывов о том, как самолет кружил над аэродромом и не мог сесть на протяжении некоторого времени. 

На самом деле все это было сделано не из-за неопытности или паники пилота, а для безопасности пассажиров и их максимально комфортного полёта. 

Чтобы полет прошёл максимально комфортно и безопасно, эксперты советуют занять себя на это время. К примеру, можно посмотреть интересное кино, почитать книгу или журнал. 

При сильном волнении можно выпить воды или помедитировать. Самое главное — сохранять спокойствие и помнить, что экипаж и пилоты делают все, чтобы от путешествия у пассажиров остались только приятные воспоминания, какая бы ситуация не возникла в воздухе.