Эксперт Мельниченко: Катастрофа Boeing 787 Dreamliner - это сигнал тревоги

Помимо трагических цифр, катастрофа Boeing 787 Dreamliner - не просто единичный случай. Это сигнал тревоги. Он требует более глубокого изучения состояния безопасности полетов и оценки известных, а также вновь появляющихся рисков, - убежден генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. Вот что эксперт сказал "Российской газете":

Эксперт Мельниченко: Катастрофа Boeing 787 Dreamliner - это сигнал тревоги
© Российская Газета

- Столкновение рейса AI171 со зданиями -не просто авиационное происшествие. Это событие, которое может серьезно подорвать представления путешествующей публики о безопасности в современной гражданской авиации. О том, насколько значительными могут быть, помимо людских, финансовые и имиджевые потери, говорит такой факт: для установления причин катастрофы создана не просто комиссия по расследованию - Индия даже приняла решение о создании отдельного межведомственного комитета, который через три месяца опубликует результаты своей деятельности.

Тревогу вызывает не только масштаб потерь, но и сам самолет. Boeing 787 Dreamliner до сих пор с точки зрения потенциальных катастроф и утраты воздушных судов имел безупречную репутацию. Dreamliner рекламировался как чудо техники - легкие композитные материалы, передовые двигатели, сложное программное обеспечение. И в самом деле: авиакомпании по всему миру все больше полагались на эту модель, как на основу для международных маршрутов. Как заявляют в компании Boeing, сегодня 787-ой -первая по количеству продаж модель широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. В мире уже используется 1100 таких самолетов, и производитель имеет заказы еще на 900 лайнеров.

И все же, несмотря на все эти заверения, один из таких самолетов "нового поколения" упал с неба среди бела дня - всего через несколько десятков секунд после взлета. Почему?

Трагическое событие в Ахмадабаде заставило авиационных регуляторов, руководителей авиакомпаний и экспертов по безопасности полетов столкнуться с неудобным вопросом: если один из самых современных самолетов, находящихся в коммерческой эксплуатации, может так внезапно разбиться, то что это говорит о текущем состоянии глобальной безопасности авиаперевозок?

Последствия могут быть очень глубокими.

Air India долгие годы, являясь государственной компанией, испытывала серьезные трудности. В 2022 году компания стала частной. С тех пор она позиционировала Dreamliner как символ своей стратегии модернизации под руководством конгломерата Tata Group. В рамках своего плана трансформации авиакомпания рекламировала самолеты 787 как лидеров в полетах на дальние расстояния. Теперь этот имидж серьезно подпорчен.

Похоже, что пассажиры по всему миру уже приняли это к сведению - до выяснения реальных причин произошедшего. В течение нескольких часов после катастрофы туристические форумы и социальные сети были заполнены сообщениями от обеспокоенных пассажиров. Некоторые даже отменили свои предстоящие полеты. По всей Индии и за ее пределами люди спрашивали: это был сбой в техническом обслуживании? Сбой программного обеспечения? Ошибка пилота? Или что-то более глубокое, - что-то системное?

Ответов пока нет, но их очень будет ждать общественность, а не только авиационные специалисты. Пока же спекуляции в отношении причин - как среди обывателей, так и среди экспертов - продолжаются.

Но что уже неоспоримо: падение рейса AI171 несколько пошатнуло доверие к мировому сектору авиаперевозок и вновь заставило обратить внимание на то, как авиакомпании заботятся о безопасности в условиях стремительного роста, модернизации и конкуренции.

Как известно, Индия сегодня является вторым в мире быстрорастущим рынком пассажирских авиаперевозок. Перешедшая под управление Tata Group, авиакомпания Air India в 2023 году подписала соглашения о приобретении 470 самолетов у Airbus и Boeing. Твердые заказы Air India включали 34 единицы A350-1000, шесть A350-900, 20 самолетов Boeing 787 Dreamliner и 10 Boeing 777X, а также 140 Airbus A320neo, 70 Airbus A321neo и 190 узкофюзеляжных самолетов Boeing 737MAX.

А за 10 дней до катастрофы генеральный директор авиакомпании сообщил, что в рамках развития своего парка Air India приобретет еще 200 узкофюзеляжных самолетов. Мы понимаем, что такое значительное увеличение парка воздушных судов требует новых пилотов, инженеров, техников, бортпроводников, аэродромных специалистов и т.п. Необходимы новые мощности по обслуживанию воздушных судов, расширение количества летных училищ и многое-многое другое.

Не станет ли качество множества аспектов летной деятельности невольным заложником прогресса?