Как облака и человеческий фактор привели к трагедии: история крупнейшей авиакатастрофы Магаданской области
Начало рокового полета Самолет Ил-12П был собран на московском заводе «Знамя Труда» в 1947 году. Сначала он работал в московском авиаотряде, а в 1949 году его перевели в Хабаровск. За 11 лет службы машина налетала более 11 тысяч часов. 9 июня 1958 года этот самолет вылетел из Хабаровска в Магадан с остановкой в Охотске. На борту было 24 человека − 20 пассажиров и четыре члена экипажа. Первая часть полета прошла нормально. Перед вылетом из Охотска экипаж получил прогноз погоды: облачность 300−600 метров, дождь, но хорошая видимость. Набрав высоту 2400 метров, самолет взял курс на Магадан. В 11:20 пилоты сообщили о пролете контрольного пункта и получили разрешение заходить на посадку. Диспетчер разрешил снижаться сначала до 1800, потом до 1500 метров. В 11:48 экипаж доложил о прохождении радиомаяка, и руководитель полетов дал разрешение снижаться сквозь облака по установленной схеме. Вскоре после этого сообщения связь с самолетом прервалась. Как произошла катастрофа Над Магаданом в тот день стояла низкая облачность − всего 300 метров от земли. Шел дождь, но видимость была неплохой − около 6 километров. Получив разрешение на посадку, командир экипажа начал снижение по установленным правилам до 600 метров. Но что-то пошло не так. Самолет вдруг сбился с курса и вместо того, чтобы идти на посадку, начал приближаться к горам. Сквозь разрывы в облаках пилоты увидели бухту и решили, что это бухта Гертнера − их ориентир для посадки. На самом деле это была другая бухта − Веселая, расположенная южнее. В 11:50 утра, находясь на высоте 430 метров в густых облаках, самолет задел верхушки деревьев. Через мгновение он с огромной силой врезался в склон сопки на полуострове Старицкого, в 16,5 км от аэропорта. Лайнер ударился о землю, и его протащило 130 метров вверх по склону через камни и деревья. Он остановился на высоте 500 метров. От страшного удара самолет развалился на части. Никто из 24 человек на борту не выжил. Расследование Следственная комиссия установила, что катастрофа произошла из-за грубых нарушений со стороны авиадиспетчеров. Они допустили самолет к посадке, когда облачность составляла всего 300 метров − в два раза ниже установленного минимума для аэропорта «13 км» (Магадан-13). По правилам минимально допустимая высота облаков должна была быть 600 метров, а видимость − не менее 4 километров. Дополнительными причинами трагедии стали решение командира экипажа начать посадку в неподходящих погодных условиях, а также отклонение от утвержденной схемы захода на посадку при выходе из облаков. Эта авария остается самой крупной авиакатастрофой в истории Магаданской области. Сейчас на месте трагедии можно увидеть лишь скромный деревянный крест − единственное напоминание о страшных событиях того дня. А 23 марта 1994 года в Кузбассе произошла авиакатастрофа, вызвавшая широкий общественный резонанс. Под Междуреченском разбился самолет, следовавший из Москвы в Гонконг. Причиной крушения стала безалаберность пилотов, которые посадили за штурвал 15-летнего сына одного из них. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1