Эксперты оценили возможные последствия спора о ручной клади в самолетах "Победы"
Судебным решением авиакомпанию "Победа" обязали увеличить габариты бесплатно провозимой ручной клади. При этом в Федеральных авиационных правилах (ФАП) минимальные параметры не оговорены, что дает авиакомпаниям возможность устанавливать их самостоятельно. Только внесение изменений в эти правила может исправить ситуацию, однако это отразится на конкуренции, считают эксперты.
Щербинский суд Москвы обязал авиакомпанию "Победа" увеличить размеры ручной клади. Ранее действия лоукостера признала незаконными Московская межрегиональная транспортная прокуратура. В ее сообщении было указано, что размеры ручной клади были существенно сокращены (до ширины 4 см), что фактически не позволяло провозить находящиеся при пассажирах вещи.
"Решение суда не вступило в законную силу. Мы будем оспаривать данное решение в установленные законом сроки", - сообщили "РГ" в авиакомпании.
Там также добавили, что габариты провоза ручной клади определены в соответствии с рекомендацией производителя воздушных судов - компании Boeing и рассчитаны исходя из деления объема багажных полок на число пассажирских кресел для безопасного и максимально комфортного размещения клиентов на борту с учетом традиционно высокой загрузки рейсов - 95%.
На сайте авиакомпании "Аэрофлот" указано, что габариты одного места ручной клади для всех классов обслуживания не должны превышать 55 см в длину, 40 см в ширину и 25 см в высоту. Сверх этого без дополнительной оплаты позволено перевозить в салоне рюкзак, весом не более 5 кг и габаритами по сумме трех измерений не более 80 см, или дамскую сумку, или портфель, а также букет цветов, верхнюю одежду, зонт-трость (кроме пляжных), костюм в портпледе, детское питание, переноску для ребенка, костыли и ходунки, если их можно разместить безопасно.
Авиакомпания S7 допускает бесплатный провоз ручной клади габаритами 55×40×23 см. Сверх нормы можно взять в салон дамскую сумочку, портфель или рюкзак весом не более 5 кг и габаритами в сумме трех измерений не более 75 см.
В правилах провоза ручной клади, опубликованных на сайте "Победы", говорится, что размер всех личных вещей не должен превышать 36x30x27 см. Без оплаты к этому можно добавить только ноутбук или планшет и зонт-трость, за исключением пляжного. Однако, есть нюанс, из-за которого и разгорелась дискуссия, приведшая к судебному разбирательству.
Как пояснили "РГ" в авиакомпании, при провозе ручной клади могут быть два варианта. В первом случае в салон можно взять только то, что помещается в калибратор, размером 36х30х27 см. Дамская сумка и приобретенные в аэропорту еда и товары тоже должны свободно там помещаться вместе с остальными вещами. Сверх этой нормы разрешено брать только ноутбук или планшет и зонт-трость. Второй вариант предусматривает ручную кладь габаритами до 4х36х30 см и весом не более 5 кг. К ней допустимо добавить рюкзак размером не более 36х30х23 см, или небольшую дамскую сумку, или портфель или другие вещи, чтобы все вместе они свободно поместились в калибратор 36х30х27 см. Эта информация тоже есть на сайте со ссылкой на Федеральные авиационные правила.
Эти правила четко определяют только вес ручной клади для бесплатного провоза - он не может быть более пяти килограммов на одного пассажира. Габариты ручной клади перевозчик вправе устанавливать сам.
"Общая логика "Победы" понятна - возите меньше, меньше и меньше. Они изначально заложили в свою экономическую модель очень маленькую ручную кладь. Да, компания вправе устанавливать какие-то собственные ограничения, но их тогда, наверное, надо утверждать у авиационного регулятора, у Росавиации", - считает вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин.
Он также отметил, что у "Аэрофлота" нормы провоза ручной клади почти вдвое больше, чем у "Победы. И в такой ситуации, по его мнению, регулятор мог бы определить единые для всех минимальные габариты вещей, которые можно проносить в салон самолета. И тогда "Победа" уже не сможет устанавливать свои нормы.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев подтвердил, что в Федеральных авиационных правилах пункт о перевозке ручной клади прописан так, что его можно трактовать по-разному. И спорные ситуации будут сохраняться еще достаточно долго. "Разовые штрафы, которые могут быть вынесены в отношении авиакомпаний, не делают привлекательной для них работу по своим собственным правилам. Но есть также большое количество клиентов, которые вполне комфортно путешествуют с теми нормами провоза ручной клади, которые есть у перевозчика. Пользуясь, в том числе, фирменными сумками, габариты которых четко подогнаны под требования авиакомпании", - отметил он.
Пантелеев считает, что "Победа" хоть и устанавливает жесткие ограничения, но в то же время она формирует некую модель потребления для своих клиентов, и популярность этой авиакомпании, и довольно большой объем выполняемых ею перевозок недвусмысленно указывают на то, что эти ограничения многих пассажиров вполне устраивают.
"В ФАП конечно можно внести изменения, но надо ли это делать - вопрос дискуссионный. На российском рынке существует конкурентная среда, и потребитель может купить то, что ему нужно. Хочет - билет на "Победу" со строгими ограничениями, хочет - билет на "Аэрофлот" с очень большой нормой по бесплатному провозу ручной клади. Это выбор потребителя. И главное, чтобы этот выбор сохранился", - подчеркнул Пантелеев.