Эксперт Мельниченко раскрыл причины авиапроисшествий в мире за май
Фонд безопасности полетов (Flight Safety Foundation) опубликовал статистику авиационных происшествий в мире с коммерческими воздушными судами за май 2025 года. О деталях и подробностях "РГ" рассказал генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
2 мая, Cessna 208B, вынужденная посадка, Мексика
Одномоторный Cessna 208B вылетел из аэропорта Герреро-Негро, выполняя рейс в Эрмосильо. На борту находились пять пассажиров и пилот. Примерно через 15 минут полета пилот столкнулся с непредвиденной ситуацией: снизился и попытался совершить аварийную посадку. А еще через пять минут после взлета упал в необитаемом скалистом районе Лас Паломас. Все шесть человек остались в живых и даже не получили никаких травм, но самолет был разрушен.
6 мая, DHC-6-300, повреждение градом, США
Около 14:50 по тихоокеанскому дневному времени самолет DeHavilland DHC-6-300, регистрационные знаки N142SA, получил значительные повреждения недалеко от Боулдер-Сити, штат Невада. Два пилота и 11 пассажиров не пострадали. Это был внеплановый рейс воздушного такси. Примерно в 7 милях к юго-востоку от аэродрома самолет столкнулся с кратковременной легкой турбулентностью и градом, который продолжался около 5-6 секунд. Посадка прошла без происшествий. Однако послеполетный осмотр самолета выявил значительные повреждения обоих крыльев, вертикального стабилизатора и горизонтальных стабилизаторов.
15 мая, Boeing 737-800, повреждение самолета при посадке, Греция
Boeing 737-800 авиакомпании Enter Air, регистрационные знаки SP-ESG, выполнявший рейс из Шербура (Франция) в Кос (Греция), выполнил посадку в Косе, когда через несколько секунд после приземления экипаж заметил вибрацию без слышимого шума, разворот и руление были немного ненормальными. На перроне были обнаружены повреждения шин на носовой стойке шасси, а также фюзеляжа и левого крыла. Самолет простоял на земле в Косе около 53 часов.
16 мая, Fokker 50, выкатывание за пределы ВПП, Панама
Fokker 50 авиакомпании Air Panama, регистрационные знаки HP-1899PST, выполнявший рейс из Панама-Сити в Бокас-дель-Торо (Панама) с 35 пассажирами и 3 членами экипажа, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы при выполнении посадки. Происшествие произошло в аэропорту имени капитана Хосе Эзекиэля Холла на острове Колон, Бокас-дель-Торо. Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу, но сошел с полосы и столкнулся с растительностью примерно в 1000 метрах/3300 футах от ВПП. Он получил значительные повреждения и не подлежит восстановлению. Орган по расследованию авиационных происшествий Панамы подтвердил факт происшествия, заявив, что все 35 пассажиров и 3 члена экипажа серьезных травм не получили. Начато расследование.
Взлетно-посадочная полоса этого аэропорта составляет 1500 метров, а ее ширина - всего 26 метров. Причиной аварийной посадки, скорее всего, стал сильный дождь. В настоящее время в Панаме идут грозы и проливные ливни, поскольку начинается сезон дождей. Сообщалось, что за 5 минут до приземления самолета на взлетно-посадочной полосе играли в футбол дети.
22 мая, Cessna S55, столкновение с ЛЭП, США
Cessna Citation 550 задел высоковольтные линии электропередач при подлете к аэропорту Montgomery-Gibbs Executive Airport в Сан-Диего незадолго до 4 часов утра по тихоокеанскому летнему времени. Самолет приближался к концу второго этапа длительного ночного полета из Нью-Йорка по правилам полетов по приборам и без возможности установить значение местного давления на высотомере, что может стать предметом расследования Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB).
По сообщениям местных властей, восемь человек на земле получили ранения после того, как самолет Citation врезался в жилой квартал для военных. По данным FAA, на борту самолета находились шесть человек, местные власти заявили, что выживших среди них нет. Всем пострадавшим была оказана помощь в эвакуационном центре, созданном после того, как в результате крушения загорелись несколько домов и автомобилей.
Расследователь NTSB Элиотт Симпсон сообщил, что "фрагменты самолета" были найдены под линиями электропередач на трассе конечного захода на посадку. Официальные лица описали "ужасающую" картину на земле: горящее авиационное топливо распространилось по всему району. Данные ADS-B, полученные во время полета, указывают на то, что самолет пролетел рядом, а не над вышкой, основание которой находится на высоте чуть более 400 футов, где проходят высоковольтные линии электропередач и которая видна на спутниковых снимках, сделанных Google Earth.
Видеоролик Института безопасности полетов AOPA содержит подробную информацию о пилоте, который владел самолетом и, как полагают, имел квалификацию для управления им в качестве одного пилота. Старший вице-президент Института безопасности полетов AOPA Майк Гинтер отметил, что расследование NTSB, скорее всего, будет сосредоточено на том, чтобы понять, почему самолет снизился ниже опубликованной высоты захода, включая или исключая ошибку прибора в качестве причины. Информация ADS-B указывает на то, что самолет постепенно отклонился ниже опубликованной процедуры захода на посадку RNAV (GPS), которую он выполнял, и упал в жилом районе примерно в миле от взлетно-посадочной полосы.
Хотя автоматическая метеостанция в аэропорту назначения не работала во время происшествия, близлежащие станции фиксировали низкий потолок и ограниченную видимость. Усталость также могла стать одним из факторов.