Что такое план «Ковёр» и почему его так часто объявляют в Москве. Простыми словами

План «Ковёр» — это особый авиационный режим, который вводят в случае серьёзной опасности в воздухе. При этом режиме воздушное пространство над определённой территорией полностью закрывается для всех летательных аппаратов — за редким исключением, например, самолётов сил ПВО. Получив сигнал, экипажи обязаны либо немедленно приземлить аппарат, либо покинуть указанную зону.

Что такое план «Ковёр» и почему его так часто объявляют в Москве. Простыми словами
© Секрет Фирмы

Простыми словами, «Ковёр» — это команда «очистить небо». Во время его действия самолёты и вертолёты не могут взлетать, идти на посадку и даже просто входить в воздушное пространство тех районов, где его объявили.

Само название «Ковёр» хорошо известно в профессиональной авиационной среде. А с началом СВО оно стало известно и обывателям.

Когда и почему вводят режим «Ковёр»

Режим «Ковёр» вводят строго по закону — его применение регулирует постановление правительства № 138 «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (пункт 176).

Согласно документу, режим «Ковра» применяют в следующих случаях: - при незаконном пересечении границы воздушным судном; - при появлении в небе неопознанных летательных аппаратов; - при использовании оружия или боевой техники против нарушителя в воздушном пространстве.

С начала военной операции на Украине сигнал «Ковёр» стал звучать чаще. Это реакция на атаки беспилотников и прочие угрозы безопасности гражданской авиации. В таких случаях «Ковёр» позволяет быстро локализовать опасность, остановить движение в небе и дать силам ПВО свободу действий.

Иногда сигнал вводят даже в рамках учений или тренировок по взаимодействию гражданских и военных служб.

Но суть всегда одна: небо должно стать пустым — быстро и полностью.

Как работает план «Ковёр»: алгоритм

Режим «Ковёр» запускается по цепочке, в которой задействованы военные и гражданские службы.

→ Всё начинается с сигнала «Режим» — это первая ступень, которую спецслужбы подают при появлении в небе нарушителя. Если объект не реагирует, вводится «Ковёр».

→ После этого спецслужбы передают координаты зоны действия в центры Единой системы организации воздушного движения.

→ Диспетчеры передают сигнал экипажам гражданских судов, дежурные военных частот — своим подразделениям.

Радиус действия режима всегда разный, в зависимости от масштабов происходящего. «Ковёр» может простираться на сотни километров от контрольной точки.

→ Что происходит дальше: - все воздушные суда в зоне должны немедленно сесть; - если посадка невозможна — срочно покинуть район; - аэропорты прекращают приём и отправку рейсов и переходят в режим ожидания.

Реакция должна быть быстрой: в некоторых случаях от сигнала до закрытия неба проходит несколько минут.

Сам режим может действовать от нескольких минут до часов. Все зависит от того, как быстро удаётся установить и устранить угрозу.

Кого касается режим «Ковёр» и какие есть исключения

Под режим «Ковёр» подпадают почти все типы воздушных судов — от пассажирских рейсов до частных бортов и гражданских беспилотников. Экипажи обязаны подчиниться команде: срочно сесть или уйти из зоны действия.

Но есть два исключения: - самолёты Минобороны, задействованные для перехвата нарушителей; - борта МЧС, выполняющие задачи поиска и спасения людей.

Все остальные обязаны немедленно подчиниться сигналу. Никаких поблажек для VIP-рейсов или делегаций: если судно не относится к исключениям, оно либо уходит, либо садится. Что будет в случае неповиновения — описано в следующем разделе.

Что происходит при невыполнении команды

Если экипаж игнорирует сигнал «Ковёр» — последствия могут быть фатальными.

В пункте 177 постановления правительства говорится прямо: при невыполнении команды диспетчера покинуть воздушное пространство, органы ПВО могут принять к нарушителю меры.

Окончательное решение, ликвидировать не подчиняющийся приказам и не отвечающий на сигнал борт или принудительно посадить, принимают в зависимости от обстоятельств и степени угрозы.

Трагический пример нарушения режима

Один из самых трагических примеров — уничтожение южнокорейского Boeing 747 в 1983 году. Лайнер, следовавший рейсом из Нью-Йорка в Сеул, дважды нарушил воздушное пространство СССР. Несмотря на сигнал, самолёт не изменил курс.

Советский истребитель сбил его над Сахалином, обломки упали в пролив Лаперуза. Погибли 269 человек. По количеству жертв это 15-я из крупнейших авиакатастроф в мировой истории.

Последствия плана «Ковёр» для пассажиров и аэропортов

Для пассажиров «Ковёр» чаще всего означает одно: задержка или отмена рейса. Аэропорты, попавшие в зону сигнала, приостанавливают все операции. Самолёты уходят на запасные аэродромы или ждут разрешения на вылет.

При этом для находящихся в терминале людей нет повода для паники. Сам по себе сигнал не требует эвакуации или особых действий.

Юридически «Ковёр» — не повод для автоматического возврата денег за билет. Но если рейс отменили или из-за долгой задержки он стал неактуален, пассажир вправе потребовать полную компенсацию — даже по невозвратному тарифу. А вот менять ему билеты на другие у перевозчиков обязанности нет.

В случае задержки рейса, пассажирам положены: - напитки — при задержке от 2 часов; - возможность оставить сумки в камере хранения; - горячее питание — от 4 часов (повтор каждые 6 часов днём и 8 ночью); - комната матери и ребёнка — для родителей с детьми до 7 лет; - отель и трансфер — при задержке от 8 часов днём или 6 — ночью.

Также, если самолёт приземлился не в том городе, перевозчик обязан доставить пассажиров до места назначения — пусть даже наземным транспортом.

В ряде случаев за задержку можно потребовать компенсацию, однако в случае плана «Ковёр» это актуально только тогда, когда авиакомпания не выполнила свои обязанности по обеспечению пассажиров всем необходимым.

Компенсацию следует запрашивать письменно, приложив документы: билеты, посадочные, справки об ущербе (например, пропущенное мероприятие).

Что касается страховок, большинство из них покрывает задержки по вине авиакомпании или из-за погоды. Однако «Ковёр» могут признать форс-мажором, и тогда страховая вправе отказать.

Так что внимательно читайте договор о страховании и имейте это в виду — с учётом участившихся налётов беспилотников, возможно, лучше переплатить, но предусмотреть и такой вариант.

План «Ковёр» во время СВО

До начала специальной военной операции, многие россияне даже не слышали про план «Ковёр». Однако с 2022 года украинские беспилотники начали залетать всё дальше на российскую территорию, в том числе для атак.

Беспилотники в Москве: хронология и реакция Кремля. Простыми словами

Теперь официально: Минобороны РФ рассказало о последствиях атак FPV-дронов на российские аэродромы

Украина выпустила более сотни дронов по России. Пострадали десятки квартир, взрослые и дети

Даже один такой беспилотник в небе может стать поводом для кратковременного объявления режима чистого неба. Опасность представляет не только то, что он долетит до места назначения и врежется в какой-то стратегически важный объект, но и то, что он встретится с гражданским судом в воздухе или, будучи подбитым, повредит людям, технике и домам.

Гипотетически задеть гражданский борт могут и снаряды, которыми будут бить по нарушителям. Поэтому до окончания воздушной тревоги и атаки дронов самолёты просят очистить небо, чтобы не помешать работе сил ПВО, не столкнуться с чужим бортом или дроном и не попасть под удар.

Полёты на весь срок проведения СВО запретили в южных и центральных районах, близких к границам Украины.

Связано это было прежде всего с риском ракетных обстрелов и провокаций. Закрылись аэропорты городов: - Анапа; - Белгород; - Брянск; - Воронеж; - Геленджик; - Краснодар; - Курск; - Липецк; - Ростов-на-Дону; - Симферополь; - Элиста.

Также практически во всех регионах России ввели ограничения на полёты квадрокоптеров и прочих беспилотных средств. По умолчанию беспилотник в небе считается вражеским и к нему могут применять средства ПВО.

В остальных случаях план «Ковёр» вводится ситуативно в случае опасности.

Самые громкие случаи применения режима «Ковёр» за последнее время

С 2024 года Россия подверглась сразу нескольким массивным волнам налетов украинских беспилотников. В это время план «Ковёр» объявляли над всеми аэропортами, вблизи которых были зафиксированы дроны. Крупнейшая атакой 2024 года была ночь на 1 сентября, тогда перехватили и сбили 158 БПЛА над 15-ю областями.

В 2025 году атаки только участились:

24 января 2025 года зафиксировали крупную волну дронов. 121 беспилотник атаковали 14 регионов, в основном Курскую, Брянскую и Рязанскую области. 11 марта 2025 года над российскими регионами перехватили 337 дронов, из которых 91 беспилотник был сбит в Подмосковье. В результате атаки пострадали 20 человек, в том числе трое детей. Трое человек погибли в результате падения обломков на территории дистрибьюторского центра компании «Мираторг» в подмосковном «Домодедово». 6−7 мая накануне празднования Дня Победы зафиксировали самую массированную атаку с начала СВО. За сутки средства противовоздушной обороны сбили 524 украинских беспилотника, пять ракет «Нептун», шесть бомб JDAM и два снаряда HIMARS. При этом закрывали аэропорты в ряде городов, в том числе в Казани, Москве, Нижнекамске, Кирове, Нижнем Новгороде, Тамбове, Ярославле. Ограничения в аэропортах привели к массовым переносам и отмене части рейсов. Причём не только российскими авиакомпаниями: из-за того, что аэропорты не принимали, турецкие перевозчики также отменяли и переносили рейсы. Ситуация повторилась в московских аэропортах 20-22 мая. ВСУ запустили по России 485 дронов, причем большую часть — вне зоны СВО. Больше всего БПЛА было перехвачено в Курской, Орловской и Московской областях, а ограничения на приём и вылеты самолётов вводились в Москве и Тамбове.

Чек-лист: что делать пассажиру во время плана «Ковёр»

Соблюдайте спокойствие. Режим касается служб, а не пассажиров. Останьтесь в зоне ожидания, перейдите в кафе, комнату матери и ребёнка (если путешествуете с малолетними детьми). Следите за табло и объявлениями. Ваш рейс могут задержать, перенаправить или отменить. Это важно отслеживать.

При задержке более 2 часов попросите у представителя авиакомпании пояснить, что вам в таком случае положено.

Узнайте у представителя авиакомпании: предоставят ли вам гостиницу; организован ли трансфер; можно ли обменять или вернуть ваши билеты — если для вас это актуально. Если рейс отменили или он стал неактуален, попробуйте сразу обратиться за возвратом средств.

Вернуть деньги можно прямо в аэропорту, но не позже окончания регистрации на рейс. При отмене рейса перевозчик обязан возместить стоимость билета. Также клиент имеет право выбрать ваучер на отель и питание и может потребовать компенсацию за бронь отеля и потерянные билеты из города прилёта.

А вот вопрос моральной компенсации может решаться только в суде, и не факт, что в пользу пассажира.

Вопрос-ответ

Сколько длится план «Ковёр»

Регламента на этот счёт нет. Режим «Ковёр» длится столько, сколько требуется силам ПВО, чтобы устранить угрозу в небе. До сигнала об окончании действия режима подниматься в небо запрещено.

На практике речь может идти от нескольких минут до часов, иногда полёты могут быть заблокированы почти на весь день, если идёт несколько волн атак.

Что делать, если из-за плана ваш самолёт приземлился не в том городе?

Перевозчик обязан доставить вас в пункт назначения — любым доступным транспортом, в т.ч. и самолетом. Уточните у представителя компании, как вас буду доставлять до пункта Б.

Покрывает ли страховка задержку рейса из-за плана «Ковёр»?

Нужно смотреть в каждом конкретном полисе. Многие договоры «Ковёр» не учитывают или списывают на форс-мажор.

Отличие сигналов «Ковёр», «Режим», «Бедствие»

Сигнал «Режим»: предупреждение нарушителю

Сигнал «Режим» — первое официальное требование прекратить нарушение правил полётов над Россией. Его подают органы противовоздушной обороны, если самолет нарушил порядок использования воздушного пространства.

Что происходит дальше: - Центры Единой системы доводят сигнал до экипажа нарушителя, если есть радиосвязь. - Экипажу помогают вернуться в разрешённые границы. - Если нарушение прекращено, решение о продолжении полета принимает дежурный Единой системы или противовоздушной обороны — в зависимости от типа маршрута.

Это мягкая форма реагирования — как правило, без применения силы.

Сигнал «Ковёр»: немедленная очистка неба

Сигнал «Ковёр» означает: всё серьезно. Он подается в исключительных ситуациях — например, если самолет пересек границу без разрешения, на него применено оружие, или появился неопознанный объект.

Что происходит: - Всем самолётам в воздухе (кроме военных, которые задействованы в операции) приказывают срочно покинуть район или приземлиться. - Центры управления сразу выводят экипажи из опасной зоны.

Это уже экстренная мера — чтобы никто не попал под раздачу в зоне боевых действий или перехвата.

Сигнал «Бедствие» и «ССО»: помощь экипажу

Если на борту что-то случилось — поломка, пожар, угроза взрыва или захват — экипаж сам подаёт сигнал «Бедствие». Если есть специальная система сигнализации опасности, может автоматически включиться и сигнал «ССО» — он тоже означает, что нужна срочная помощь.

Что делают службы: - Немедленно начинают помогать экипажу. - Передают координаты самолета в поисково-спасательные центры и силам противовоздушной обороны.

Это сигнал о беде на борту, а не о нарушении границ. Тут главная цель — спасти людей.

Какой авиационный сигнал что означает | Сигнал | Что означает | Когда используется | Кто подаёт | Что происходит после подачи | Цель сигнала | | --- | --- | --- | --- | --- | --- | | Режим | Требование прекратить нарушение | Самолёт нарушает порядок полёта над РФ | Противовоздушная оборона | Центры передают сигнал экипажу, помогают выйти из нарушения | Предупреждение, без применения силы | | Ковёр | Срочная очистка воздушного пространства | Незаконное пересечение границы, атака, появление неопознанных объектов | Противовоздушная оборона | Все самолёты (кроме военных) обязаны немедленно покинуть район | Обеспечение безопасности зоны | | Бедствие | Сигнал о чрезвычайной ситуации на борту | Угроза для пассажиров и экипажа: поломка, захват, пожар и т.д. | Экипаж самолёта | Органы управления помогают, подключают спасательные службы | Спасение людей | | ССО | Сигнал автоматической тревоги | При наличии специальной сигнализации — при нападении на экипаж | Автоматическая система | Сигнал передаётся вместе с «Бедствием» | Усиление сигнала бедствия |

По материалам

m24.ru vedomosti.ru msk1.ru lenta.ru gazeta.ru