МАК назвал причину крушения SSJ-100 в «Шереметьево» в 2019 году
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование крушения Sukhoi Superjet 100 в аэропорту «Шереметьево», которое произошло в 2019 году. Согласно заключению МАК, причиной катастрофы стали «некоординированные» действия командира воздушного судна при посадке и «прыжках» самолета на полосе.
Также выяснилось, что производитель самолета и авиакомпания разработали «неоднозначные» инструкции для действия экипажа в подобных ситуациях. В частности, в них недостаточно четко описаны действия пилотов при выравнивании самолета и срабатывании системы предупреждения о сдвиге ветра.
В своем отчете МАК рекомендовал производителю Sukhoi Superjet проанализировать необходимость доработки конструкции самолета, а авиакомпаниям — улучшить программу подготовки пилотов для выполнения стандартных и нештатных операций.
Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «МАК ни в коем случае не утверждает, что конструкция самолета не соответствует сертификационным требованиям и нормам по обеспечению безопасности. МАК рекомендует, что было бы неплохо пересмотреть сертификационный базис, требования и ввести дополнительные стандарты по режиму сертификации воздушных судов. Самолет Superjet 100 был сертифицирован в России. Причем, если я не ошибаюсь, как раз в те годы за сертификацию отвечал сам МАК. Этот самолет был сертифицирован по европейским стандартам. Это единственный наш гражданский пассажирский самолет, который имеет еще и международную сертификацию. На этапе сертификации и даже после катастрофы в «Шереметьево» со стороны в том числе европейского сертификационного органа претензий к самолету не было предъявлено. Но МАК в данном случае рекомендует ужесточить требования. И это правильно. Сертификация техники как раз направлена на то, чтобы обеспечить максимально возможную безопасность. Но понятное дело, что стопроцентную безопасность никто никогда обеспечить не сможет. Но надо к этому стремиться. Поэтому МАК и предлагает: давайте еще раз просмотрим. Потому что, к сожалению, в авиации все жесткие требования, правила технического обеспечения самолетов к их конструкции, к подготовке кадров написаны на их печальном опыте в большей степени. Как раз в том и задача, чтобы каждый подобный случай не остался незамеченным, и, если есть возможность добавить хоть чуть-чуть безопасности, давайте этим займемся. Хотя в том же заключении МАК мы читаем, что те перегрузки, которые испытал самолет во время трех последовательных ударов, причем с нарастанием перегрузок, о взлетно-посадочную полосу, никакая конструкция не должна была выдержать по определению».
Трагедия произошла в мае 2019 года. Вылетев из Москвы в Мурманск, экипаж решил вернуться из-за технических неполадок после удара молнии. При жесткой посадке с превышением посадочного веса у самолета подломились стойки шасси и пробились топливные баки, загорелись двигатели и фюзеляж. Из 78 человек, находившихся на борту, 41 погиб.
СК обвинил в катастрофе командира Дениса Евдокимова, который слишком жестко посадил самолет. Его приговорили к шести годам колонии, запретив три года после освобождения занимать должность пилота самолета.