Экспериментальный самолет XB-1 сумел преодолеть звуковой барьер без грохота

Экспериментальный самолет XB-1 сумел преодолеть звуковой барьер без грохота
© Naukatv.ru

Преодолев звуковой барьер в своем первом испытательном полете, экспериментальный самолет XB-1 не создал ударной волны, сообщила компания-разработчик Boom Supersonic.

«Это подтверждает то, во что мы давно верили: сверхзвуковые полеты могут быть доступными, экологичными и удобными для тех, кто находится на борту и на земле», — заявил основатель и генеральный директор Boom Supersonic Блейк Шолл.

Когда самолет летит на высокой скорости, он изменяет давление воздуха вокруг себя, создавая звуковые волны. А когда скорость превышает звуковую — 1 Мах, или около 1224 км/ч, — эти звуковые волны сливаются в ударную волну, которая распространяется во все стороны вслед за летательным аппаратом, достаточно мощную, чтобы достичь земли, где она слышна как оглушительный грохот, который сотрясает здания и даже разбивает стекла.

Разрушительные звуковые удары стали одной из причин бесславного заката коммерческой сверхзвуковой авиации, закончившейся с последним рейсом легендарного Concorde в 2003 году.

Закончившейся, как оказалось, не навсегда — потому что инженеры Boom Supersonic сумели эту проблему решить. Они воспользовались физическим явлением, называемым отсечкой Маха. На большой высоте скорость звука меньше, поэтому созданная там ударная волна не может достичь земли — увеличивающаяся скорость звука отклоняет ее.

Микрофоны, расставленные на земле по маршруту испытательного полета XB-1, не зафиксировали удара, хотя самолет достиг скорости 1,12 Маха.

Хитрость в том, что температура и ветер также влияют на скорость звука, поэтому идеальная высота и скорость для сверхзвукового самолета будут зависеть от атмосферных условий, объясняет Бернд Либхардт из Немецкого центра авиации и космонавтики.

«Настоящая задача — получить очень точные прогнозы атмосферных условий по температуре и ветру. Вычислить практическую скорость полета на пределе числа Маха довольно просто», — говорит он.

Последний на сегодняшний день испытательный полет XB-1 10 февраля также обошелся без звукового удара.

Сверхзвуковые наземные перелеты будут на 50% быстрее, чем у сегодняшних коммерческих авиалайнеров. Это может сократить время в пути из Нью-Йорка в Лос-Анджелес на 90 минут.

Кроме того, они экологически чище — на более коротких сухопутных маршрутах сверхзвуковые полеты требуют меньше топлива, чем «худшая с точки зрения аэродинамики скорость» вблизи звукового барьера, добавил Либхардт.

Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете и почти в пять раз превысил скорость звука

НАСА разработало сверхзвуковой самолет без переднего стекла