Эксперт Мельниченко: В январе 2025 года в авиакатастрофах погибли 97 человек

Фонд безопасности полетов опубликовал статистику авиационных происшествий в мире с коммерческими воздушными судами за январь 2025 года. О подробностях "РГ" рассказал генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко:

Эксперт Мельниченко: В январе 2025 года в авиакатастрофах погибли 97 человек
© Российская Газета

- Начало года омрачено событиями, которые поставили январь выше средних значений за последние пять лет. В коммерческой пассажирской и грузовой авиации произошло четыре авиационных происшествия (в среднем за "пятилетку" в январе насчитывается только одно).

С учетом других видов гражданской авиации за первый месяц года в мире произошло 11 авиапроисшествий. Почти половина зафиксирована с корпоративными воздушными судами. Каждая потерянная жизнь - это невосполнимая трагедия. Но мы вынуждены оперировать сухой статистикой. А она неутешительная: за месяц погибли 97 человек, средний показатель за 2020-2024 годы - 64 человека.

Больше всего катастроф случилось при выполнении взлета. Снова обращают на себя внимание выкатывания: их было три. А если учесть самолет, севший до полосы, но затем все равно выкатившийся и застрявший в сугробе, - то четыре.

Свыше половины ЧП произошли с американскими самолетами или над территорией США. Столкновение в воздухе в прямой видимости Капитолийского холма и 67 погибших потрясли общественность не только в США, но и в мире. Падение в реку гражданского самолета и военного вертолета указывает на серьезные проблемы в планировании полетов и согласовании между гражданскими и военными авиационными специалистами.

Хроническая нехватка диспетчеров, на которую указывают все эксперты, приводит к утомляемости персонала, а значит, и к ошибкам. Вероятно, корни проблемы лежат в ее системном характере. Так, в одном из самых зарегулированных воздушных пространств допускаются полеты военных с пересечением траектории заходящих на посадку самолетов. В темное время суток используются визуальные правила полетов. Экипажи находящихся в опасной близости воздушных судов не всегда знают о присутствии друг друга и т.д.

С начала 2023-го до октября 2024 года в США в районе аэродромов произошло 15 опасных сближений воздушных судов, чудом не закончившихся трагедией. В 2023 году произошло даже одно столкновение после посадки. К счастью, самолеты были небольшими, пострадавших не было.

И вот что удивляет: из пятнадцати сближений три произошли именно на аэродроме Вашингтон/Рональд Рейган: 7 марта 2023 года самолет авиакомпании Republic Airways пересек полосу перед самолетом авиакомпании United Airlines, который выполнял взлет; 18 апреля 2024 года диспетчер разрешил экипажу самолета Southwest Airlines пересечь взлетно-посадочную полосу, когда по ней начал взлетать (тоже по разрешению диспетчера) самолет авиакомпании JetBlue Flight; 29 мая 2024 года экипаж A319 авиакомпании American Airlines начал разбег по полосе для выполнения взлета, но был вынужден резко затормозить, чтобы избежать столкновения с частным самолетом. Скорость самолета, на борту которого находилось около 100 пассажиров, к моменту начала торможения достигла 180 км/час.

Примечательно то, что первые два сближения в Национальном совете по безопасности на транспорте США (NTSB) расследовать не стали - не увидели в череде повторяющихся событий серьезных угроз. В результате получили третье аналогичное событие, которое могло закончиться трагедией и которое нельзя было не расследовать.

Но настоящая трагедия случилась не на земле, а в 100 метрах от нее - в воздухе. По заявлениям руководителей страны, в этот раз к событию подойдут абсолютно серьезно, уже планируется принять изменения на системном уровне (а не как в некоторых странах: виноват экипаж - виноват диспетчер). Будем внимательно наблюдать.

События в небе за январь

2 января, CRJ-200, столкновение с птицами, США

При следовании по маршруту из Далласа в Гринвиль в темное время суток Bombardier CRJ-200LR, принадлежащий компании Corporate Flight Management Inc dba Contour Aviation, столкнулся с птицами. При послеполетном осмотре были выявлены повреждения носовой части и крыльев. Никто не пострадал.

3 января, Cirrus Vision Jet, посадка до полосы, США

В темное время суток самолет SF-50 компании Cirrus Design Corporation получил значительные повреждения недалеко от Спирфиша, штат Южная Дакота. Пилот и пять пассажиров не пострадали.

Пилот впоследствии сообщил, что до посадки полет проходил без происшествий. Диспетчер сообщил ему, что взлетно-посадочная полоса аэропорта Блэк-Хиллз была покрыта 3 мм мокрого снега. Однако торможение на взлетно-посадочной полосе было оценено как хорошее. Аэропорт был виден с воздуха на расстоянии около 7 км, и пилот выполнил заход на ВПП 13 с прямой. Он убедился, что шасси опущены, и намеревался совершить посадку на минимальной безопасной скорости, чтобы свести к минимуму необходимость торможения.

Во время посадки, примерно в 2,5-3 м над уровнем земли, пилот получил предупреждение об аэродинамическом сваливании - завибрировал штурвал. Сначала посадка казалась нормальной, но затем самолет начало уводить влево. Усилия пилота по сохранению курсовой устойчивости успехом не увенчались. Самолет сильно занесло, он ударился о снежную насыпь вдоль левой стороны ВПП.

7 января, Boeing 787-9, турбулентность, США

Рейс японской авиакомпании All Nippon Airways из Токио/Ханеда в Лос-Анджелес попал в зону турбулентности. В это время Boeing 787-9, на борту которого находилось 196 человек, снижался для захода на посадку в аэропорту Лос-Анджелеса. Боинг совершил благополучную посадку через 15 минут, повреждения у самолета не обнаружены. Один из членов экипажа получил серьезную травму. Еще четыре члена экипажа - ссадины. NTSB проводит расследование.

7 января, Cessna 208, упал при выполнении взлета, Австралия

Самолет Cessna 208 Caravan 675, оборудованный поплавками, разбился при попытке взлета из бухты Томсон в Западной Австралии. Трое пассажиров получили легкие и тяжелые травмы. Еще два пассажира и пилот погибли. Один пассажир не пострадал.

На видеозаписи видно, как Cessna сразу после взлета начинает крениться влево. Оконцовка крыла ударилась о воду, и машина упала в нее носом. Обломки находятся на глубине 8 метров.

9 января, Boeing 767-300F, касание поверхности полосы хвостовой частью фюзеляжа, США

Грузовой Boeing 767-300 авиакомпании UPS United Parcel Service, выполнявший рейс из Луисвилла в Онтарио с тремя членами экипажа на борту, совершил пересадку в Сан-Бернардино. После освобождения полосы экипаж сообщил диспетчеру, что самолет дестабилизировался перед самым касанием из-за сдвига ветра и ударился нижней частью хвоста о поверхность ВПП.

9 января, Cessna Citation Jet, выкатывание, Бразилия

Самолет Cessna 525 CitationJet выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Убатуба, пересек дорогу и разбился на пляже. Вспыхнул и остановился в неглубокой воде. Пилот погиб, четыре пассажира были спасены, три человека на земле получили травмы.

По словам директора аэропорта, реактивные самолеты здесь - редкость. Он заявил, что самолет приземлился совсем недалеко от порога, когда до взлетно-посадочной полосы оставалось около 600 метров. В момент происшествия шел дождь.

10 января, Boeing 757-300, отказ двигателя, США

Экипаж Boeing 757-300 Delta Airlines выполнял рейс из Атланты в Миннеаполис. На борту находились 201 пассажир и 6 членов экипажа. Из-за отказа двигателя (а возможно, и его возгорания) экипаж прервал взлет на скорости около 150 км/час.

Самолет благополучно затормозил и остановился на взлетно-посадочной полосе на расстоянии 1800 метров до конца полосы. Прибывшие аварийные службы сообщили о пламени и дыме из правого двигателя. Пассажиры и экипаж эвакуировали по аварийным желобам. Четыре человека получили травмы, один был доставлен в больницу. На фото видно, что никто из пассажиров не взял с собой ручную кладь. И это очень правильно.

17 января, Let L-410, выкатывание, Южный Судан

Let L-410 компании SARAT Flight Logics, выполнявший чартерный рейс из Джубы на аэродром округа Джебель-Бома, при посадке выкатился за пределы полосы или, возможно, вообще на нее не попал. Самолет остановился на пересеченной местности, в зарослях кустарника. Один пассажир из девяти получил незначительные травмы. Девятилетняя девочка получила незначительные травмы, ударившись о дверь самолета при выходе из него.

20 января, Hawker 800XP, не выпустилась носовая стойка шасси, США

Самолет Hawker 800XP, следовавший из Форт-Лодердейла в аэропорт Flying Cloud в Эден-Прейри, был перенаправлен в международный аэропорт Миннеаполис /Сент-Пол после того, как пилоты около 22:20 по местному времени сообщили о проблеме.

Около 22:50 20 января самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу с убранным носовым шасси. По словам официальных лиц, были видны искры и дым. Два пилота и четыре пассажира, находившиеся на борту, благополучно покинули самолет, никто не пострадал.

21 января, Ан-26, выкатывание, Демократическая Республика Конго

На аэродроме Конголо произошло выкатывание Ан-26, принадлежащего авиакомпании Air Kasai. Самолет, вылетевший из Гомы с грузом сигарет, при посадке не смог остановиться в пределах взлетно-посадочной полосы и "промахнул" на мягкий грунт. В результате правый двигатель загорелся, но скоро был потушен. Груз остался цел. К счастью, пострадавших среди членов экипажа и на земле не было.

Точная причина инцидента расследуется, но по предварительным данным, речь идет об ошибке экипажа.

24 января, Boeing 787-8, резкий маневр, Кот-д`Ивуар

Самолет Boeing 787-8 американской United, выполнявший рейс из Лагоса (Нигерия) в Вашингтон/Даллес с 245 пассажирами и 11 членами экипажа, в воздушном пространстве Кот-д`Ивуара примерно в 170 км к северо-западу от Абиджана дважды отклонился от заданного эшелона полета, резко снизившись на примерно на 50-60 метров. После этого развернулся и вернулся в Лагос, где выполнил посадку без дальнейших инцидентов примерно через 1 час 40 минут. В общей сложности 38 пассажиров и членов экипажа получили травмы. Шесть из них были доставлены в больницы.

Пассажиры сообщили, что во время приема пищи самолет трижды резко проваливался вниз. При этом один из пассажиров ударился головой об обшивку потолка и на некоторое время потерял сознание. В то же время авиакомпания сообщила, что самолет вернулся в Лагос для решения технической проблемы.

NTSB охарактеризовал происшествие как "внезапное движение самолета, приведшее к травмам пассажиров и членов экипажа".

28 января, Airbus A321, пожар на перроне, Южная Корея

Самолет авиакомпании Air Busan практически полностью сгорел в международном аэропорту Пусан/Гимхэ после того, как перед взлетом сначала загорелся хвост самолета. Airbus A321 готовился к вылету в международный аэропорт Гонконга. 168 пассажирам и семи членам экипажа удалось спастись с помощью аварийных трапов. При экстренном покидании самолета три человека получили травмы, не угрожающие жизни.

29 января, Beech 1900, упал при выполнении взлета, Южный Судан

Самолет Beechcraft 1900D, перевозивший нефтяников, разбился при взлете с аэродрома нефтяного месторождения Юнити в Южном Судане. Погибли 20 из 21 человека, находившихся на борту, включая двух пилотов. Рейс выполнялся компанией Light Air Services для Eagle Air и направлялся в Джубу.

Среди жертв были два гражданина Китая и один индиец. Самолет, который, как сообщается, был разрушен, принадлежал компании Greater Pioneer Operating Company, консорциуму, в который входят China National Petroleum Corporation и Nile Petroleum Corporation. Причина происшествия пока что остается неизвестной.

За последние годы в Южном Судане произошло несколько авиакатастроф с человеческими жертвами. В том числе авиационное происшествие 2018 года, в котором погибли 19 человек, и крушение грузового самолета в Джубе в 2015 году, в результате которого погибли десятки людей.

29 января, CRJ-700, столкновение в воздухе, США

Вертолет армии США Sikorsky UH-60 Black Hawk столкнулся в воздухе с гражданским самолетом Bombardier CRJ700 American Airlines, рейс которой выполнялся авиакомпанией American Eagle. Столкновение произошло над рекой Потомак, примерно в 800 метрах от ВПП 33 Национального аэропорта имени Рональда Рейгана Вашингтона в Арлингтоне, штат Вирджиния. В результате столкновения погибли все 67 человек, находившихся на борту самолета и вертолета (64 - на авиалайнере, 3 - на вертолете). Это первая крупная катастрофа коммерческого пассажирского авиалайнера в США со времен падения из-за обледенения самолета Colgan Air в 2009 году.

Гражданский рейс находился на конечном этапе захода на посадку после вылета из Национального аэропорта Уичито имени Дуайта Д. Эйзенхауэра, штат Канзас, а экипаж вертолета выполнял обязательную ежегодную оценку ночных полетов с военного аэродрома в округе Фэрфакс, штат Вирджиния.

По предварительным данным, столкновение, скорее всего, произошло на высоте около 99 метров. Федеральное управление гражданской авиации требует, чтобы вертолеты на этом маршруте находились на высоте не более 61 метра. В момент столкновения обоими воздушными судами управлял один авиадиспетчер, что было признано "ненормальным" для этого времени суток в аэропорту. Диспетчеры дважды предупреждали экипаж вертолета о приближающемся лайнере. Причем первое предупреждение было передано за две минуты до столкновения.

29 января, Cessna Citation S/II, упал после взлета, Венесуэла

На юге Каракаса разбился частный самолет Cessna S550 Citation S/II вскоре после взлета с авиабазы Ла-Карлота. Он начал набирать высоту в правом развороте, но почти сразу начал снижаться. Упал в лесистой местности примерно в семи километрах от авиабазы. Три человека, находившиеся на борту, погибли.

По имеющимся данным, самолет принадлежал Министерству внутренних дел, юстиции и мира страны. Речь идет о 39-летнем самолете Cessna Citation II. До поступления в 2016 году в парк министерства внутренних дел Венесуэлы он эксплуатировался несколькими американскими операторами.

31 января, Learjet 55, упал после взлета, США

Самолет Learjet 55 авиакомпании Jet Rescue Air Ambulance Med Jets вскоре после взлета разбился в районе Кастор Гарденс в Филадельфии, в результате чего погибли все находившиеся на борту. Самолет выполнял эвакуационный рейс из аэропорта Северо-Восточной Филадельфии в международный аэропорт Тихуаны с запланированной остановкой на дозаправку в Национальном аэропорту Спрингфилд-Брэнсон.

На борту находились шесть человек, включая маленькую пациентку и ее мать. Во время столкновения с землей самолет задел множество зданий и автомобилей, что привело к пожарам и взрывам. На земле погиб один человек и еще не менее 24 получили ранения.