Когда в небе становится тесно: крупнейшие столкновения воздушных судов
С начала 1990-х годов зафиксированы пять таких инцидентов, когда погибли 50 и более человек (без учета ЧП 29 января 2025 года в США). Последний подобный случай произошел в 2006 году.
22 декабря 1992 года близ Триполи потерпел крушение пассажирский самолет Boeing 727-2L5 (регистрационный номер 5A-DIA) авиакомпании Libyan Arab Airlines, следовавший регулярным внутренним рейсом из Бенгази в Триполи. На борту находились 157 человек — 147 пассажиров и 10 членов экипажа. Согласно результатам официального расследования, катастрофа произошла из-за столкновения в воздухе с истребителем МиГ-23УБ (бортовой номер 8428) ливийских ВВС. Оба военных летчика смогли катапультироваться и выжили.
8 февраля 1993 года спустя несколько минут после взлета из аэропорта Тегерана пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-ITD) авиакомпании Iran Air Tours, на борту которого находился 131 человек, был задет в воздухе истребителем Су-24 иранских ВВС, совершавшим тренировочный полет. В результате падения на землю и взрыва обоих самолетов погибли 133 человека. Среди членов экипажа Ту-154 были четыре российских пилота.
12 ноября 1996 года в 5 км от города Чархи Дадри (Индия) в воздухе столкнулись пассажирский самолет Boeing 747 саудовской авиакомпании Saudi Arabian Airlines и транспортный самолет Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines. "Боинг" выполнял регулярный рейс из Дели в Дахран (Саудовская Аравия), "Ил" следовал из Шымкента (Казахстан) в Дели. В результате катастрофы погибли в общей сложности 349 человек — 289 пассажиров и 23 члена экипажа саудовского, 27 пассажиров и десять членов экипажа казахстанского самолетов (среди погибших были 14 граждан РФ). Причиной столкновения было снижение, допущенное экипажем "Ил" из-за плохого знания пилотами английского языка и неправильного понимания команд авиадиспетчера.
1 июля 2002 года в воздухе над Боденским озером (близ города Юберлинген, Германия) из-за ошибки авиадиспетчера столкнулись пассажирский самолет Ту-154М российской авиакомпании "Башкирские авиалинии", выполнявший рейс Москва — Барселона, и транспортный Boeing 757 немецкой компании DHL, летевший из Бахрейна в Брюссель. Погибли все находившиеся на борту обоих самолетов — 71 человек, в том числе двое летчиков DHL и 69 человек в российском самолете (из них 48 несовершеннолетних). 24 февраля 2004 года авиадиспетчер Петер Нильсен, направлявший столкнувшиеся самолеты, был убит архитектором Виталием Калоевым, у которого в катастрофе над Боденским озером погибли жена и двое детей. В 2005 году Виталий Калоев был приговорен к восьми годам заключения за убийство, в 2007 году был досрочно освобожден и вернулся на родину.
29 сентября 2006 года пассажирский самолет Boeing 737-800 бразильской авиакомпании Gol, следовавший регулярным внутренним рейсом по маршруту Манаус — Рио-де-Жанейро, столкнулся с легкомоторным самолетом Embraer Legacy 600 американской авиакомпании ExcelAire и разрушился в воздухе над джунглями штата Мату-Гросу. Погибли 154 человека. "Эмбраер" получил повреждения крыла и хвостового оперения, но смог совершить посадку, и находившиеся на его борту семь человек не пострадали. Происшествие расследовали комиссии ВВС Бразилии и Национального совета по безопасности на транспорте США. По общему мнению экспертов, причиной катастрофы стали ошибки бразильских авиадиспетчеров, однако бразильская комиссия возложила часть вины за столкновение на пилотов американского самолета.
"ТАСС-Досье"