Страшная и нелепая авиакатастрофа, которую помнит Камчатка: почему пилот дважды выбрал смерть
Характеристики самолета Ил-14П с регистрационным номером CCCP-61618 был выпущен в 1957 году. На момент происшествия он находился в эксплуатации уже почти десять лет, обслуживая рейсы 1-го Магаданского объединенного авиаотряда. За это время самолет совершил 11 356 взлетов и посадок, налетав 12 368 часов. Экипаж – опытные профессионалы На борту находились пять членов экипажа: командир воздушного судна Петр Юрчак, второй пилот Евгений Максимов, бортмеханик Владимир Деменок, штурман Валентин Шулев, бортрадист Олег Александров. Эти специалисты отвечали за безопасность пассажиров, но коварные погодные условия и неисправности сыграли фатальную роль. Хронология катастрофы Рейс из Магадана в Петропавловск-Камчатский вылетел 1 января в 01:45 по московскому времени. На борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. В 3:47 мск на эшелоне 3600 метров экипаж доложил об отказе правого двигателя, а также о том, что зафлюгирован его воздушный винт. Через 15 минут самолет снизился до 3300 метров. Диспетчеры предложили совершить посадку в ближайшем аэропорту Соболево, но состояние взлетно-посадочной полосы, покрытой неукатанным снегом, заставило командира экипажа принять решение продолжать полет до Петропавловска-Камчатского. Посадка в таких условиях была возможна только на «брюхо». Самолет стал уклоняться от маршрута, теряя высоту: при минимально разрешенной в 3100 метров в том районе, самолет летел на эшелоне 2700 метров. Диспетчеры сказали экипажу садиться в аэропорту Усть-Большерецк, тоже на «брюхо». Но командир ВС снова принял решение продолжать полет. Приближаясь к горе Юрчик, высота которой составляла 2059 метров, экипаж решил, что безопасный запас высоты (порядка 600 метров по приборам) будет достаточным. Однако сложные погодные условия – снегопад и турбулентность – стали причиной быстрого снижения. В 05:30 по московскому времени Ил-14П столкнулся с горой всего в 10 метрах от ее вершины. Самолет был полностью разрушен. Задержка поисковых операций Труднодоступная горная местность и плохие погодные условия затруднили поиски. Обломки были обнаружены только 4 января, спустя три дня после катастрофы, в 60 километрах от Петропавловска-Камчатского. К сожалению, никто из 23 человек на борту не выжил. Причины трагедии По результатам расследования, причинами катастрофы стали: отказ правого двигателя из-за разрушения головки цилиндра, ошибка экипажа, решившего продолжать полет в сложных погодных условиях над горной местностью, несмотря на неисправность. Выводы и уроки Катастрофа Ил-14П на Камчатке стала трагическим примером того, как технические неисправности, усугубленные ошибками в принятии решений, могут привести к фатальным последствиям. Этот случай подчеркнул необходимость ужесточения стандартов технического обслуживания самолетов и принятия более обоснованных решений в критических ситуациях. К сожалению, это не единственная авиакатастрофа, которая произошла в СССР на Дальнем Востоке. В 1968 произошел взрыв на Ан-24Б, который пролетал над Якутией. Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева