Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам

Снегопады вносят сумятицу в расписание многих российских аэропортов. Пассажиры, вынужденные по нескольку часов ожидать вылета, горячо обсуждают понесенные потери, отмененные командировки, а также символическую компенсацию, положенную за задержку рейса. Эксперты при этом считают, что ее повышение в конечном итоге для пассажиров выйдет дороже.

Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
© Российская Газета

Компенсация при задержке рейсов - слишком низкая и не отвечающая рыночным реалиям, уверен председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. "За 10 часов задержки пассажиру выплатят только 1000 рублей, но за это время затрат у него будет точно больше. Кроме того, не определен вопрос, кто кормит человека? Да, в авиационных правилах указано, что авиакомпания. Но иногда в ряде аэропортов у авиакомпаний нет возможности накормить людей. Более того, сам вопрос, что считать горячим питанием, тоже нормативно не определен. То же - и по размещению в отелях. Например, в Сочи в пик сезона в случае экстренных ситуаций размещать людей просто негде", - говорит он.

Согласно Воздушному кодексу, за задержку рейса в пункт назначения перевозчик при предъявлении письменной претензии уплачивает пассажиру штраф в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие наступления обстоятельств, независящих от перевозчика. Под это определение как раз подпадают погодные условия. Непредвиденные обстоятельства, вызванные природной стихией и приведшие к задержке поездов, РЖД тоже обычно не компенсируют. В иных же случаях компенсация положена.

"За каждый час задержки поезда выплачивается не менее 3% стоимости билета, но не более стоимости билета целиком без учета сервисных услуг. Если задержка составила более 8 часов, пассажир вправе требовать полного возврата стоимости билета", - пояснил советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон.

То есть на железной дороге, где гораздо реже случаются сдвиги в расписании, компенсация по факту выше.

"Компенсация должна быть адекватна понесенным затратам людей. Ни для кого не секрет, что в аэропорту сегодня кофе или чай стоят в три-четыре раза дороже, чем в городе. Возмещать эти расходы даже можно не деньгами, а определенными услугами. Авиакомпании должны предоставить хороший обед, хороший отдых, чтобы пассажир был доволен, потому что не каждый день обычные люди летают на самолетах, кто-то это делает раз в год, и когда такое происходит, конечно, расстраивается", - считает первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.

По его мнению, делать поправки в законодательство и повышать размер компенсаций в этом случае не следует, так как сами авиакомпании должны делать свои сервисы привлекательнее. Перевозчики вполне могут договориться с торговыми точками и бизнес-залами в аэропортах, чтобы они при форс-мажорных обстоятельствах взимали оплату за товары и услуги по другим ценам, считает он.

"Авиакомпании должны дать уверенность людям, что в случае проблем их не бросят и предоставят качественный сервис. Также нужно понимать, что, если перевозчикам начать что-то вменять в обязанности, это в конечном итоге будет переложено на плечи пассажиров", - отметил сенатор.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов согласен, что повышение компенсации в этой ситуации - не выход. "Если мы увеличим расходную часть, которая не зависит от авиакомпании, это тут же скажется на цене билета", - считает он. Большинство задержек, по словам эксперта, происходит не по вине авиакомпаний. Очевидным нарушением деятельности перевозчика может быть, например, плохо составленное расписание, когда любой сбой, остановка какого-либо самолета, приводит к последующим многочисленным задержкам. А бывает, что вмешивается непогода или аэропорты по каким-то причинам "зашиваются", и рейсы задерживаются, но перед пассажирами отвечают все равно авиакомпании.

"Предоставить питание и проживание - это тоже очень большие расходы, причем здесь абсолютно неважно, по какой причине задержка рейса. Правильнее было бы разделить компенсации и установить повышенную ответственность авиакомпании за сбои, которые произошли именно по ее вине. Но здесь потребуется достаточно серьезная, кропотливая работа, чтобы прописать все эти случаи", - подчеркнул Борисов.