Эксперт Мельниченко рассказал о возможных причинах крушения Embraer 190 у Актау

Самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines потерпел крушение на западе Казахстана. Борт совершал перелет из Баку в Грозный, но из-за тумана в аэропорту прибытия был перенаправлен в Махачкалу.

Эксперт Мельниченко рассказал о возможных причинах крушения Embraer 190 у Актау
© Российская Газета

По данным созданного в Казахстане оперативного штаба, в 8:35 экипаж самолета подал сигнал бедствия из-за отказа системы управления, в 8:49 он запросил аварийную посадку в Актау. В 9:28 самолет столкнулся с землей. В СМИ появилась информация: по предварительной версии, к трагедии могло привести столкновение со стаей птиц.

Понятно, что причина ЧП будет определена в ходе расследования. Как правило, версий рассматривается несколько. Это ошибка пилота, техническая неисправность, плохие метеоусловия. В данном случае, как видим, не исключается еще одна: столкновение со стаей птиц.

Расследование разберется. Но то, что птицы могут представлять реальную угрозу для безопасности полетов, - это факт. По данным экспертов, в базе данных по безопасности полетов за последние 70 лет хранится информация более чем о сотне столкновений воздушных судов с различного вида птицами. Об этом рассказал "РГ" генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.

"И это только зарегистрированные события, - замечает эксперт. - А сколько столкновений раньше вообще не регистрировалось. Мы неоднократно писали об обеспечении орнитологической безопасности в аэропортах и приводили примеры того, как с "птичьими" рисками борются за рубежом. Это и распугивающие более мелких птиц орлы, и использование ружей, и специальные громкоговорители с пугающими птиц звуками, и ультразвуковые установки, не слышимые человеческому уху, но распугивающие птиц. Да вы и сами видите "запятые", вращающиеся в центре воздухозаборников двигателей самолетов - они тоже должны отпугивать птиц. Кроме этого, на самолетах при взлете и посадке - вне зависимости от времени суток - включаются фары".

Столкновения с птицами исключительно опасны. Вот наиболее трагичные моменты из истории.

1953 год, 30 апреля. Экипаж Ил-12 "Аэрофлота" при выполнении захода на посадку в аэропорту Казани столкнулся со стаей уток. Одна из птиц пробила обшивку вблизи лобового стекла экипажа и вызвала короткое замыкание в электрической системе, в результате чего оба мотора отказали. При вынужденной посадке на Волгу один человек погиб.

1960 год, 4 октября. Экипаж Lockheed L-188A Electra американской авиакомпании Eastern Air Lines при выполнении взлета из аэропорта Бостон/Логан через несколько секунд после отрыва от взлетно-посадочной полосы (ВПП) столкнулся со стаей скворцов. Часть из них попала в двигатели. Скорость упала ниже скорости сваливания. Левое крыло опустилось, нос поднялся вверх, и самолет в левом штопоре практически вертикально столкнулся с поверхностью воды. Погибли 62 человека из 72, находившихся на борту.

1962 год, 23 ноября. Экипаж Vickers 745D Viscount американской авиакомпании United Airlines выполнял рейс по маршруту Ньюарк - Вашингтон/Национальный. Самолет на высоте 6000 футов (ок. 2000 м) столкнулся со стаей лебедей-свистунов. Одна из птиц пробила насквозь переднюю кромку левого горизонтального стабилизатора, после чего повредила руль высоты. Экипаж потерял управление. Самолет столкнулся с землей. Все 17 человек, находившиеся на борту, погибли.

1973 год, 26 февраля. Бизнес-самолет Learjet 24, на борту которого находились 5 бизнесменов и 2 пилота, выполнил взлет из аэропорта Атланта/Декалб, следуя в Майами. Сразу после взлета между диспетчером и экипажем состоялся такой диалог: "Диспетчер: "Lear 454RN, похоже, что из вашего левого двигателя шел сильный дым, когда вы были между 300 и 400 футами (100-135 м)". Экипаж: "Мы только что столкнулись с птицами". Диспетчер: "Вас понял, возвращаетесь для посадки?" Экипаж: "Вряд ли получится (последняя передача экипажа)". Все погибли.

1975 год, 20 ноября. Экипаж Hawker Siddeley HS-125-600B при взлете из британского аэропорта Дансфолд, на высоте около 40 метров, еще находясь над взлетной полосой, столкнулся с большой стаей чибисов (11 мертвых птиц позднее были обнаружены на ВПП). Капитан принял решение произвести посадку прямо по курсу. Самолет приземлился на стойки основного шасси на скорости около 120 узлов, когда до конца ВПП оставалось всего 180 метров. Проскользил по траве, но попал в канаву, в результате чего все стойки шасси подломились. Пересек автодорогу, на которой подмял под себя автомобиль. Жертв на борту не было. Но в автомобиле погибли 6 человек.

1981 год, 7 апреля. Самолет Learjet 23, на борту которого находились только два пилота, вылетел из муниципального аэродрома Цинциннати, но на высоте около 1300 метров столкнулся с гагарой, которая пробила лобовое стекло кабины экипажа. Второй пилот погиб, капитан получил серьезные увечья. Обломки лобового стекла попали в правый двигатель, который пришлось отключить. Капитану удалось вернуться на аэродром вылета и посадить самолет.

1988 год, 15 сентября. При выполнении взлета в эфиопском аэропорту Бахр-Дар Boeing 737-260 авиакомпании Ethiopian Airlines столкнулся со стаей голубей. При нестабильно работающих двигателях экипаж принял решение вернуться на аэродром вылета, однако оба двигателя заглохли, и пришлось выполнять посадку вне аэродрома. При посадке с убранными шасси самолет разломился и загорелся. Из находившихся на борту 104 человек 35 получили смертельные травмы.

2007 год, 29 июля. После взлета из Домодедово транспортный самолет Ан-12 российской авиакомпании "Атран" столкнулся с птицами, в результате чего оба правых двигателя отказали. Самолет с креном около 100 градусов ударился о поверхность земли. Погибли все 7 членов экипажа.

2008 год, 4 марта. Cessna 500 Citation I американской компании Interstate Helicopters после взлета из Оклахомы на высоте около 1000 метров столкнулся со стаей белых пеликанов, в результате чего была разрушена структура правого крыла и отказал правый двигатель. Самолет быстро потерял высоту и столкнулся с поверхностью земли. Находившиеся на борту три бизнесмена и оба пилота погибли.

2009 год, 15 января. Пожалуй, самая нашумевшая и, к счастью, благополучно завершившаяся история столкновения с птицами случилась в январе 2009 года. A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл, но всего через 1,5 минуты после взлета столкнулся со стаей канадских казарок. Отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолет на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили. 83 человека получили ранения.

2019 год, 15 августа. Жесткую посадку совершил самолет "Уральских авиалиний", летевший из Жуковского в Симферополь. При взлете Airbus столкнулся со стаей чаек, из-за чего у него отказали оба двигателя, а один из них загорелся. Экипажу удалось посадить лайнер прямо на брюхо на расположенное поблизости кукурузное поле, а потом эвакуировать пассажиров. Все 230 человек остались в живых.