Почему разоряются турагентства: умысел или беспечность?
За последние 3 месяца как минимум четыре турагентства попали в сводки новостей, так как не выполнили обязательства перед туристами. Это «Лига Путешествий» и «Геометрия» в Москве, «Лайф Тревел» в Люберцах, «Винтаж» в Санкт-Петербурге. Менеджеры собрали оплату с туристов, но туры не состоялись, а деньги так и не были возвращены. Что же произошло, почему стабильно работающие турфирмы внезапно превратились в недобросовестные? Можно ли минимизировать число таких случаев и что посоветовать туристам? Редакция искала ответы вместе с юристами.
Непреднамеренная пирамида
Все проблемные агентства объединяет тот факт, что они работали по 10–15 лет, сотрудничали со многими туроператорами и имели хорошую репутацию. Это косвенно говорит о том, что умысла обмануть людей у предпринимателей не было. Скорее всего, они столкнулись с так называемым кассовым разрывом, когда неожиданно для директора расходы фирмы значительно превышают поступления и платить за туры туроператорам оказывается нечем.
«Чаще всего к таким последствиям приводит отсутствие навыков финансового планирования, слабая финансовая и кассовая дисциплина и принятие экономически невыгодных решений», – уверена юрист сети «Розовый слон» Мария Чапиковская.
Обычно начинается все с заимствования из денег клиентов – по той или иной причине владелец путает личный кошелек и деньги компании. Он пускает на текущие нужды те средства, которые клиенты перевели за будущие туры. В результате образуется пирамида. Пока рынок растет, эта модель может работать годами. Однако при наступлении внезапных событий (обвал курса рубля как пример. – Ред.), компания сталкивается с проблемами. Ее руководитель пытается «закрыть» разрыв.
Аннулированные из-за неоплаты заявки приходится восстанавливать по более высокой стоимости, зачастую за счет собственных или кредитных средств. «Знаю примеры, когда турагенты доплачивали туроператору за своих клиентов по 200–300 тыс. руб. Хотя единственный правильный вариант был бы вернуть туристу деньги», – говорит юрист Игорь Косицын. В результате общий объем обязательств растет, наконец он становится «неоперабельным» – турагентство просто не может с ним справиться. Начинаются невылеты туристов. Они обращаются в суд или в полицию, но вернуть деньги получается не всегда. Взять с разорившегося предпринимателя уже нечего, а уголовное дело и лишение свободы может дать пострадавшим лишь моральное удовлетворение.
Как минимизировать количество банкротств в туризме?
Специалисты считают, что один из возможных рычагов – повышение порога вхождения в турагентский бизнес. Например, это можно сделать, если ввести требование – продавать туры вправе только юрлица с солидным уставным капиталом, а не 10 тыс. руб., как это происходит сейчас.
Однако, до какой суммы должен быть увеличен уставной капитал, единого мнения нет. В 2009-м назад для ООО – самой популярной среди турагентств организационно-правовой формы – собирались ввести минимальный размер уставного капитала в 1 млн руб. «Но сейчас уже и 10 млн ни о чем, учитывая, что туры дорогие, миллион может стоить одна поездка. Летом одна из розничных турфирм не выполнила обязательства перед туристами на сумму 16 млн», – отметил наш собеседник, пожелавший остаться анонимным.
Другой способ – обязать турагентов участвовать в саморегулируемых организациях (СРО), а попутно ввести требование о наличии солидарного гарантийного фонда. Идея не раз продвигалась на различных уровнях и даже фигурировала в виде поправок к отраслевому закону, однако от нее отказались из-за обилия недостатков. Ключевой – это несправедливость. Получается, что добросовестные предприниматели должны отвечать за неудачников. К тому же СРО вводились в сфере строительства и ни к чему хорошему не привели.
Наконец, есть еще один метод, радикальный – вообще исключить турагентов из цепочки платежей. При такой схеме турагент сразу платит за тур напрямую туроператору и получает вознаграждение за свою работу от него после возвращения туриста. При кажущейся простоте такое решение крайне непопулярно в сообществе. Турагенты зачастую выступают против, так как боятся лишиться оборотных средств, окончательно утратить самостоятельность и потерять инструмент своего влияния на туроператоров. Туроператоры, в свою очередь, не могут решиться на такой шаг, так как опасаются снижения продаж. Однако и те и другие признают, что такое решение поможет победить извечную проблему – демпинг в виде необоснованной раздачи скидок туристам. Их будет просто не с чего давать.
Уже сейчас некоторые турагенты присылают туристам платежные ссылки от туроператоров для уплаты основного «тела» тура. А оставшуюся часть суммы, которая представляет собой вознаграждение за работу турагентства, принимают от туриста отдельным платежом. Такой механизм, впрочем, подходит не всем – многие против того, чтобы клиенты узнавали размер их комиссионных.
Пока сложно сказать, какое из вышеописанных решений в итоге получит достаточно поддержки, чтобы стать реальностью. Пока наши собеседники рекомендуют турагентствам повышать свою финансовую грамотность. Например, в Альянсе туристических агентств считают полезным членство в сетевых объединениях.
«За время существования Альянса туристических агентств (организации уже 14 лет. – Ред.) у наших членов, а в основном это сетевые агентства, было только два подобных инцидента, – утверждает исполнительный директор АТА Наталья Осипова. – Управляющие компании играют роль обучающих институтов для розничных фирм, повышают их грамотность, в том числе юридическую и финансовую».
Впрочем, это не панацея – среди разорившихся недавно турагентств были и участники крупных розничных сетей.
Как убедиться в добросовестности турфирмы?
В заключение мы предложили нашим собеседникам дать туристам совет – как убедиться в добросовестности розничной туркомпании при покупке тура?
«Минимальные меры, которые могут помочь: посмотреть открытую информацию по агентству и отзывы на основных сайтах в том же Яндексе, 2ГИС, – пояснил юрист Игорь Косицын. – Также будет не лишним проверить ФИО директора, так как ранее он мог работать под другим юрлицом. Посмотреть иски по общедоступным базам судов. Если исков много и в решениях видно, что претензии именно из-за неоплат, то это сигнал».
Тревожным признаком для туриста может быть предложение перевести деньги за тур на его личную карту. «Это значит, что с финансовым планированием и дисциплиной есть проблемы, – говорит Мария Чапиковская. – А если турагентство легко раздает скидки, особенно существенные, рано или поздно такая модель работы приведет его к проблемам».
Наконец, турагентство должно предоставить клиенту все необходимые документы по туру – договор, сведения о туроператоре, заявку со свойствами тура, документ об оплате (чек или квитанцию).
«Еще несколько лет назад я бы рекомендовала туристам обращаться в агентство, работающее не менее 5 лет. Но сейчас, учитывая последние случаи, этот совет не помог бы, – отмечает Наталья Осипова. – Единственное, что можно сделать – проверить наличие турагентства в федеральном реестре, а также обратить внимание на свежие отзывы клиентов турфирмы или воспользоваться сарафанным радио».
***
Пять лет назад на портале HotLine.travel редакция предложила подписчикам высказать мнение, как сделать так, чтобы туристы не теряли денег из-за невыполнения обязательств со стороны турагентств. Около 54% участников опроса не видят необходимости вводить специальные финансовые гарантии для розничных фирм: в законе и так предусмотрена ответственность, в том числе за мошенничество. Четверть респондентов считают, что туроператоры должны внимательнее выбирать розничных партнеров и обеспечить проведение платежей за туры исключительно по безналу. Лишь 14% голосов набрал вариант обязательного банковского депозита или членства в СРО для турагентств.