Пассажиры загоревшегося российского «Суперджета» допустили грубейшие ошибки. Как правильно эвакуироваться

Пассажиры российского Sukhoi Superjet, жёстко севшего в Анталье, совершили одну из самых распространённых и грубых ошибок во время эвакуации. Они хватали с полок вещи, теряя драгоценное время, и не пропускали других. Это могло стоить людям жизни — как это уже было в Шереметьево в 2019 году. Эксперты «Секрета» проанализировали ситуацию и рассказали, как не стоит себя вести при эвакуации из самолёта.

Пассажиры загоревшегося российского «Суперджета» допустили грубейшие ошибки. Как правильно эвакуироваться
© Секрет Фирмы

Эвакуацию пассажиров из самолёта всегда курирует экипаж — то есть стюарды. Если на борту началась давка, люди стали хватать чемоданы, загромождать ими проход, то задача членов экипажа — пытаться успокоить паникующих и заставить подчиняться своим командам.

Нет универсального рецепта по преодолению паники. Экипаж должен жёстко командовать, но кто у нас в составе обычно? Молодые девушки, стюардессы. А если на тебя напирает толпа с чемоданами, то и мужчины не смогут её сдержать. У нас народ ещё летает своеобразный спасибо, что хоть в туалетах перестали курить во время перелётов. А люди в панике вообще ведут себя как дети.
митрий Адамидов аналитик в сфере авиации и транспорта

По словам одного из пассажиров «Суперджета», 42-летнего Султана, одна из стюардесс растерялась. Он требовал открыть дверь, но девушка (вероятно, из-за шока) отказалась это делать. В итоге мужчина с силой открыл аварийную дверь самостоятельно и стал помогать выходить пассажирам.

Людей в паническом состоянии трудно отрезвить. Конечно, экипаж обучают, у них есть занятия с психологами. Тут очень важно иметь уверенный, чёткий, властный голос, который заставит человека вникать в смысл сказанного. А это очень непросто. Но иногда паникующий человек даже себя не слышит, не то что других. Да и стюардессы тоже люди, тоже из плоти и крови, и точно так же подвержены стресс-факторам. Конечно, с них выше спрос, потому что они хотя бы в теории готовились к такому. И их главная задача в нештатной ситуации как можно скорее совладать с собой и организовать других. А в случае с «Сухим» у экипажа, видимо, слаженной работы не получилось.
ладимир Попов заслуженный лётчик РФ, генерал-майор авиации, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама»

Нужно ли пропускать вперёд детей во время эвакуации из самолёта

Одна из пассажирок, Евгения Лавриненко, летевшая в Турцию с ребёнком, после прилёта пожаловалась на давку и на то, что паникёры не только тащили по проходам свои чемоданы, но и не пропускали вперёд людей с детьми. В итоге ей с дочкой удалось выйти одной из самых последних.

По мнению лётчика Владимир Попова, пытаться лезть вперёд других — ошибочная тактика. Лучше, если пассажиры ровным строем друг за другом будут идти к выходам.

Мне кажется, всё зависит от ситуации. Одно дело, когда пассажир с детьми встал с краю, другое когда он лезет с хвостовой части вперёд по головам. Это не ускорит эвакуацию.
митрий Адамидов аналитик в сфере авиации и транспорта

Sukhoi Superjet с россиянами загорелся при посадке в турецком аэропорту. Главное

Есть ли смысл запрещать возить с собой ручную кладь

Кардинальный запрет на перевоз ручной клади в самолётах, наверное, мог бы решить проблему с замедлением эвакуации пассажиров. Но это, по мнению экспертов «Секрета», плохой вариант.

Запрещать перевозить с собой вещи не совсем законно. Да и неразумно: представьте себе долгий перелёт, по 912 часов, например, для пассажира с маленьким ребёнком. Куда ему положить всё необходимое? Вообще, если все живы-здоровы, значит, эвакуацию уже можно считать успешной. Ну потолкались немного, с кем не бывает?
митрий Адамидов аналитик в сфере авиации и транспорта

Пробовать как-то блокировать багажные полки — тоже так себе идея. Если делать это с самого начала полёта, пассажиры всё время будут просить их открыть, и экипаж «просто сойдёт с ума», считает лётчик Попов.

Неплохим выходом была бы автоматическая система блокировки багажных полок при нештатных ситуациях.

Предложения внедрить такую систему звучали и в 2019 году, после трагедии с гибелью 41 человека в Шереметьево — тогда тоже после жёсткой посадки горел «Сухой». Но такой пока не существует. А экипаж в чрезвычайной ситуации может забыть или не иметь возможности включить такую блокировку, даже если её придумают.

Вообще все запреты сказываются ровно наоборот. Люди, переживающие за свой багаж, могут устроить скандал и требовать вещи, точно так же тормозя эвакуацию остальных пассажиров. Иногда проще пропустить вперёд такого паникёра, не споря, вместе с его чемоданом пусть быстрее летит по трапу и не задерживает остальных. Слава богу, что все остались живы. Теперь всем и пассажирам, и экипажу нужно сделать выводы из случившегося. И понять, что ужас преодолеть сложно, но можно.
ладимир Попов заслуженный лётчик РФ, генерал-майор авиации, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама»

© AA / ABACA / Abaca / East News

Почему все пассажиры Sukhoi Superjet выходили через одну дверь

Эвакуация осложнялась тем, что был открыт только один аварийный выход. Пассажирка Евгения Лавриненко рассказала, что сначала сидевшие в хвосте пассажиры пробовали продвинуться к заднему выходу, так как увидели там спасательные надувные трапы.

Но задымление было такое сильное, что у них ничего не вышло.

Существует план эвакуации, но нештатная ситуация на то и нештатная, что часто идёт не по плану. Конечно, в сторону задымления и горения идти опасно тут и едкий дым, и горячие газы, которые обжигают лёгкие изнутри.
ладимир Попов заслуженный лётчик РФ, генерал-майор авиации, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама»

«Видимо, было слишком опасно эвакуироваться через задний выход, поэтому всех выводили вперёд. В сильном дыму хватит и пары минут, чтобы отравиться и упасть в обморок», — считает Дмитрий Адамидов.

Что произошло с российским «Суперджетом» при посадке в Турции

Во время посадки в Анталье был сильный боковой ветер. Его в авиакомпании «Азимут», владеющей бортом, официально назвали причиной жёсткой посадки.

По словам очевидцев, во время приземления они почувствовали резкий удар, а затем увидели, что из самолёта льётся топливо. К борту немедленно отправились экстренные службы — около шести пожарных машин. Спустя две минуты люди увидели пожар, и началась паника.

По данным телеграм-канала SHOT, с момента посадки и до полной эвакуации пассажиров прошло 24 минуты. Открытое горение потушили за 20 минут. Оказалось, что самолёт остановился буквально в 150 метрах от пожарной части аэропорта, и спасатели очень быстро принялись за работу.

Вероятно, из-за «двойного козления» (подпрыгивания самолёта при приземлении) повредились топливные баки, которые находятся в крыльях. В числе причин случившегося также рассматривают ошибки пилотирования.

На борту Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» было 89 пассажиров, среди них 9 детей.

Загоревшемуся самолёту было 7 лет. Рейс в Анталью оказался для борта третьим за день. Пассажиры злополучного (или очень счастливого) рейса решили написать коллективный иск против «Азимута».

Что делать, если вы оказались заперты в горящем торговом центре: 5 шагов, которые спасут жизнь

В России могут в несколько раз увеличить штраф за езду без ОСАГО. Причина — в самих водителях