В России должна состояться первая сделка с «мокрым лизингом», пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Так в авиации называется передача воздушного судна от одного перевозчика другому вместе с экипажем, страхованием и техобслуживанием.
Речь идет о передаче трех оставшихся у чартерного перевозчика iFly Airbus A330 «Аэрофлоту». Как сообщают источники газеты, «Аэрофлот» поставит эти самолеты на дальневосточные направления, а в будущем может выкупить эти лайнеры. Без самолетов после сделки iFly останется без авиации и фактически прекратит деятельность. Условия сделки пока неизвестны. Как пишет газета, «Аэрофлот» отказался комментировать ситуацию, а связаться с iFly не удалось. Комментирует авиаэксперт и главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Мокрый лизинг» актуален, потому что эти три А330, которые есть у iFly, имеют двойную регистрацию. Поэтому они могут летать только на внутренних направлениях. Раньше iFly пыталась на них летать в Египет, например, но потом закрыли воздушное пространство в Иордании, в Турции и так далее — получался очень большой облет, это делало рейсы нецелесообразными, поэтому iFly прекратила чартерные рейсы, которыми она всегда занималась, и в 2023 году они начали летать по внутренним направлениям в России. Но это специфический рынок, потому что, во-первых, самолеты вместительные, нужны очень хорошие, раскатанные маршруты, на которые их можно поставить. Во-вторых, ярко выраженная сезонность — в данном случае гораздо выгоднее маленькой авиакомпании, которой является iFly, сдать их в лизинг «Аэрофлоту», и как раз сюда эти машины на 400 кресел поставить можно, их спокойно можно нагрузить этими плоскими тарифами. При этом сейчас на Дальний Восток на некоторых направлениях используются самолеты, которые «Аэрофлот» вывел из двойной регистрации. И если на них ставить эти машины iFly, можно свои самолеты высвободить для рейсов за границу, по которым iFly летать не может. «Аэрофлот» свои широкофюзеляжные самолеты сложно выводить для этих направлений, поэтому всем выгодно».
В прошлом году iFly не получил средства от ФНБ на выкуп этих самолетов у американского лизингодателя. Сейчас они все еще находятся в двойной регистрации, поскольку принадлежат американской Air Lease Corporation. Стоимость лайнеров год назад оценивалась в 8-10 млрд рублей.
Как полагают эксперты на рынке, передача самолетов в «мокрый лизинг» «Аэрофлоту» в будущем может повысить шансы на их переоформление в российскую собственность. Комментирует президент и генеральный директор компании «Голден скай лизинг» Александр Кочетков:
Александр Кочетков президент и генеральный директор компании «Голден скай лизинг» «Для iFly это возможность как для авиакомпании выжить. Для «Аэрофлота» — не знаю, насколько это нужно, потому что «мокрый лизинг» всегда считается одним из самых дорогих видов лизинга для авиакомпании. Потому что у вас, помимо самой стоимости воздушного судна, в него закладываются заработок экипажей, то есть полностью оплата всех расходов, связанных с экипажами. Это не только зарплаты пилотов и стюардесс, но это еще и их проживание, питание в аэропортах, куда они будут летать. Плюс полностью вся техническая поддержка, техобслуживание воздушного судна, его страхование. То есть в данном случае получается дополнительный набор затрат, которые несет на себе авиакомпания. Возможность сдать самолеты в «мокрый лизинг» в данном случае помогает iFly получать постоянный поток денег, который позволит эти самолеты выкупать у лизингодателя. Здесь, конечно, это история для iFly выигрышная, для «Аэрофлота» — учитывая то, что самолетов в Российской Федерации немного, есть проблемы с запчастями, с их обслуживанием и так далее, — наличие дополнительных машин в парке, конечно, тоже несет дополнительную выгоду».
После того как iFly лишилась возможности летать за рубеж, российская чартерная авиакомпания перестроила модель на регулярные перевозки внутри России и запустила рейсы из Сочи в Москву и Петербург, а также на Дальний Восток. Тем не менее в прошлом год iFly получила чистый убыток в 5 млрд рублей.