Почему россияне хлопают после посадки самолета и за что не любят эту традицию
Сколько россиян хлопает после посадки Исследований о том, сколько российских пассажиров хлопает при приземлении самолета, довольно мало – и проводятся они редко. Последний подобный опрос проводил сервис «Туту.ру» в 2018 году, в нем поучаствовало более пяти тысяч человек. Он показал, что большинство пассажиров из РФ – 52 % – придерживается этой традиции. 37 % заявили, что хлопают при каждой посадке – таким образом они хотят отблагодарить пилотов и экипаж за мягкую посадку. А 15 % хлопают по настроению. 26 % отметили, что сами они не поддерживают традицию аплодисментов при приземлении, однако не возражают, чтобы хлопали другие пассажиры. А вот раздражает такая «благодарность» 22 % респондентов. Социологи рассказывают, что аплодисменты после посадки являются еще и формой снятия напряжения после перелета. Обычно, по их сведениям, это свойственно для редко летающих пассажиров и не привыкших к такой форме передвижения. Как пилоты относятся к аплодисментам Пилоты к российской традиции аплодисментов относятся по-разному. Одни уверяют, что им приятна такая оценка своей работы, хотя подчеркивают, что посадка самолета – это обычная часть работы, в ней нет особенной сложности для компетентного профессионала. Другие же раздражаются из-за хлопков, так как считают это «обесцениванием своих профессиональных качеств». Они аргументируют свою позицию тем, что «вы же не благодарите таксиста после поездки за то, что вы не попали в аварию». Но в чем сходятся все, так это в том, что пилоты точно не слышат пассажирских аплодисментов. Говорят, что потом об уровне благодарности рулевым после докладывают стюардессы. Но так это или нет – знают только члены каждого экипажа в отдельности. Эксперты отмечают, что даже рационального смысла в аплодисментах сразу после посадки нет, так как еще просто-напросто рано. Полет полностью заканчивается только после полной остановки лайнера. А после того как шасси коснулись земли, всегда остается, пусть и минимальная, вероятность того, что борт уйдет за пределы ВПП или реверс сработает только на одном двигателе – и это может привести к развороту самолета. Стоит сказать, что за успешные приземления самолетов в большинстве случаев стоит благодарить разработчиков электронных систем точного захода – таких как ILS или GLS. Они помогают лайнерам снижаться по глиссаде в автоматическом режиме и не промахнуться мимо полосы. Да, конечно, при плохой погоде и ухудшенной видимости сделать это сложнее, но ведь пилоты долго учатся и нарабатывают летную практику. В общем, в основе удачного приземления – строгое следование процедурам. Как в России появилась эта традиция Исследователи считают, что традиция хлопать при посадке самолета появилась в 1948 году в США, когда пилоты успешно приземлили самолет American Airlines в Цинциннати. Рейс осложнялся тем, что лайнеру пришлось долго кружить возле аэропорта из-за неисправности шасси. Но борт сел успешно, за что пассажиры наградили пилотов громкими аплодисментами. В Россию, по наблюдениям экспертов, эта традиция пришла в 1990-е, после падения железного занавеса. В этот период граждане стали больше летать – и каждое приземление для многих казалось «волшебством», за которое неприменно стоит наградить пилотов аплодисментами. Однако традиция хлопков в ладоши после приземления свойственна далеко не только россиянам. Эксперты выявили, что аплодируют после успешной посадки граждане следующих стран: Румынии; Германии; Италии; Португалии; Польши. В Америке же, несмотря на статус родоначальницы традиции, после приземления лайнера пассажиры практически не хлопают. Возможно, дело в относительной дешевизне билетов на самолеты, которая делает перелеты довольно доступными. Люди чаще летают и из-за этого не воспринимают удачную посадку как чудо ремесла пилота. Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, сколько зарабатывают бортпроводники в России. Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин