Войти в почту

Улыбаться от души с болью в плечах

Рассказывать о волонтёрах, которые работают в пунктах гуманитарной помощи, не побывав в их шкуре, не вполне честно по отношению к читателю. Можно сказать, что мы не знаем «нутрянку» их работы. Чтобы понять и передать точную картину происходящего, корреспондент «Курской правды» Ирина Сидоренко отравилась в пункт выдачи гуманитарной помощи и примерила роль волонтёра на себя. Сто человек, две смены и обед Сразу признаюсь, что волонтёрского опыта у меня мало. В студенческие годы я часто выступала в качестве организатора разных мероприятий или вовсе отвечала за работу медиа-команды, поэтому понимание того, как все должно работать, у меня было. С друзьями даже шутим, что, если нам когда-либо придётся сменить профессию, создадим свое агентство по организации чего-либо. Кстати, именно студенческие знакомые порекомендовали мне обратиться в пункт выдачи гуманитарной помощи на улице Тускарной в Курске, ведь сами помогают там уже несколько недель. Можно сказать, попала по знакомству, но об этом чуть позже. Этот пункт сбора и выдачи гуманитарной помощи организован Молодёжным отделом Курской епархии. Помощь стекается сюда со всей России, а священники молодёжного отдела оказывают духовную поддержку обращающимся. – Во многом помогают социальные сети, так на наш пункт вышли поставщики и индивидуальные предприниматели. Помогают и простые люди. Жители Ростова, например, привезли арбузы, мы раздавали их прямо на улице курянам из приграничья, – рассказывает координатор пункта Елизавета Галуцких. – Мы принимаем всё то, что нам поставляют люди. Часто возникал дефицит, тогда собирали деньги, покупали. Сейчас в пункте выдачи гуманитарной помощи ежедневно работает порядка 100 волонтёров. Чтобы попасть в их ряды, необходимо зарегистрироваться на сайте Добро.ру. Во-первых, это необходимо в целях безопасности, во-вторых, многие добровольцы копят волонтёрские часы, чтобы получить, например, дополнительные баллы для поступления в университет. – Однако мы не принуждаем никого регистрироваться. Многие приходят к нам единожды, а кто-то помогает материально. У нас есть чат, в котором состоит около 500 волонтёров. Если есть необходимость, мы кидаем клич, – говорит Елизавета Галуцких. Волонтёры работают в две смены по пять часов, здесь же и обедают. Горячие обеды для них и переселенцев привозят НКО и даже российские сети ресторанов быстрого питания. «Даркстор» сегодняшних реалий Рабочий день волонтёра в пункте выдачи и сбора гуманитарной помощи начинается в с организационного собрания. Те, кто трудится здесь постоянно, уже знают, какую работу будут выполнять, а новеньких распределяют по местам и объясняют принцип работы. Есть здесь и свои правила. Одно из обязательных – постоянное ношение бейджика с подписью «доброволец» или специальной отличительной жилетки. Перерыва как такового нет, его можно сделать в любой момент и отдохнуть в волонтёрской комнате, где всегда есть вода и небольшой перекус. Весь пункт выдачи распределён на несколько зон. Есть зоны с одеждой и обувью, они доступны всем, кто пришёл за помощью. А вот в зоны продуктов, детского питания, бытовой химии, гигиены и спальной зоны доступны только волонтёрам. Можно сказать, это «даркстор» сегодняшних реалий. – В каждой зоне работает определённое количество человек, но есть мигрирующие волонтёры, которые отправляются в ту зону, где необходима срочная помощь. Например, приехал гуманитарный груз – парни идут его сортировать. А если пришли за постельным бельём, матрасами и подушками, волонтёры направляются в соответствующую зону, – объясняет Елизавета Галуцких. Я вызвалась работать в службе заказов, потому что собирать заказы по списку не так сложно, да и ходить полезно. Алгоритм работы простой: жители приграничья приходят в зону регистрации, волонтёры заполняют бланк с заказом, а потом передают его волонтёру-курьеру. В таком бланке есть номер талона, количество человек, для которых необходимо собрать помощь, а также перечисление всего того, что было заказано. Вооружившись тремя и более пакетами, ты идёшь в указанные на бланке зоны. Обычно нуждающиеся не отказываются ни от чего, поэтому ты посещаешь абсолютно все зоны. Первая остановка – бытовая химия и предметы личной гигиены. Называешь волонтёру количество человек, их пол и особые запросы. Например, некоторые просят положить средства женской личной гигиены и убрать зубные щётки. После инструкции передаёшь пакет, и волонтёр собирает всё по списку из того, что есть в наличии. Наборы состоят из всего того, что может пригодится в быту: мыло, порошок, губка, несколько рулонов туалетной бумаги, шампунь и гель для душа. В несколько заказов волонтёры клали и тряпочки для уборки из микрофибры, когда те появились в наличии. Один из заказов, который мне достался, предназначался для молодого парня, нашли для него, можно сказать, то, что нужно – шампунь, кондиционер и гель для душа в одном флаконе. Следующая остановка в маршрутном листе – «всё для детей». Здесь на полках стоят смеси для новорождённых, первый прикорм, соки, подгузники. Был в день моей работы и молокоотсос. Такие редкие предметы можно получить по индивидуальному заказу, если обратиться заранее. Один раз в этой зоне курьеру пришлось решать нестандартную просьбу: мама двухмесячного ребёнка, заказывая детское питание, попросила положить соки и убрать каши. Коллективно с ответственным за эту зону мы решили положить немного больше питания для детей от трёх месяцев на будущее, а после выдачи заказа уточнить о необходимости детской молочной смеси. Одна из последних остановок маршрута курьера – зона продуктов. Здесь ты также называешь количество человек и детей, для них предусмотрены сладости, а также необходимость в воде. Количество выдаваемых продуктов рассчитано на количество человек в заявке. Например, продукты на трёх человек вмещаются в один-два пакета, если в заявке их больше пяти – расчёт продуктов и количество пакетов значительно увеличивается. В составе продуктового набора – крупы, макароны, консервы, подсолнечное масло, сахар и соль, упаковки с чаем или пакетики кофе, печенье. И это далеко не весь перечень, так как некоторые позиции могут заканчиваться или поступают другие. Один из заказов, который мне достался, предназначался для семьи из пяти человек. Не скажу, что я хрупкая девушка, но собрать и донести в одиночку груз мне было бы просто сложно. В очереди за заказами на зоне регистрации выхватила двух парней лет 16-17, вместе пошли собирать заказ. Девушка в зоне продуктов нашла трёхлитровую банку с огурцами, сказала, что они будут отличным дополнением к картошке и семья порадуется. И ещё немного о продуктах. В одном из моих заказов были вычеркнуты макароны и крупы, поэтому волонтёры в зоне их выдачи порядком удивились: «А что же тогда положить». Коллективным усилием собрали те продукты, которые были в наличии. Уже в зоне выдачи женщина, которая забирала свой заказ, сказала мне, что не просила продукты. Начинаю объяснять, что они отмечены у неё в заказе, по просьбе не стали класть макароны и крупы. Отдельным пакетом отдаю молоко и десяток яиц. Самые сложные заказы – для многодетных семей из 10 и более человек. Чтобы собрать такой, нужно как минимум пять-шесть человек, у каждого в руках по два-три пакета. В такой заказ мы добавили кастрюлю, электрический чайник с большим литражом. А в зоне продуктов собрали для них целый пакет слив, который принесли со своего дачного участка. «Нельзя было не помочь» Если вы заметили, я не называю имён волонтёров. Здесь все работают как единое целое, общаются друг с другом на ты. Да и по правде говоря, ты работаешь в таком темпе, что на знакомства просто нет времени. Заказ нужно отдать в течение десяти минут, чтобы человек не стоял на жаре долгое время. Однако познакомиться с некоторыми волонтёрами всё-таки удалось. Анна работает здесь уже две недели, она вызывает людей по номеру их заказа в зону выдачи. Если те не откликаются, девушка произносит в микрофон фамилию, имя и отчество. Ещё одна её обязанность – просить людей уступить дорогу машине, которая привезла гуманитарный груз. Кстати, именно она и провела для меня экскурсию по всем зонам, объяснила, куда складывать листы с уже выполненными заказами. Светлана приступила к работе одновременно с Анной. Женщина трудится в сфере культуры, почти все её коллеги помогают в ПВР и пунктах выдачи гуманитарной помощи. – Нельзя было не помочь. Обычно я нахожусь здесь около шести часов. Начальство в курсе, что мы работаем здесь, относится к этому нормально. Сегодня впервые работаю в зоне детского питания, до этого трудилась на солнцепёке, одевала курян из приграничья. Уже глаз был «набит» на людей, понимала, какой размер им нужен, – рассказывает она. – Помогать здесь буду столько, сколько нужно. Людям важно наше слово, дело и наши настроения. А ещё важны шутки, были случаи, когда одевала людей на дискотеку. Будущий юрист, студент Курского государственного университета Лукас Э-Силва тоже работает здесь. Он бразилец, приехал в Курск из Рио-де-Жанейро, отлично говорит по-русски, а с волонтёрами иногда практикует иностранные языки. – Я увидел, что людям нужна помощь, а значит, я должен помочь. Работаю здесь уже неделю. Мне не очень тяжело, но всё же устаю в конце дня. Это очень хорошо для моей души, мне нравится здесь, я нашёл много новых друзей. Помогал в разных зонах, но больше всего мне понравилось работать с заказами, – отмечает парень. С болью и улыбкой Сделаю ещё одно признание. Если вы не занимаетесь спортом, не поддерживаете тело в тонусе, то через пару часов работы у вас начнут болеть буквально все мышцы, особенно в области плеч, а также ладони рук. И эта боль не прекратится на следующий день. Всё дело в тяжести пакетов. Только пакет с продуктами может достигать пяти килограммов, плюс упаковки детского питания с баночками из стекла и бытовая химия. В общей сложности ты несёшь около десяти килограммов в заказе для трёх-четырёх человек. И таких заказов абсолютное большинство. Не могу сказать точно, сколько заказов я выполнила за три часа работы, просто не было возможности взять телефон в руки. Время летит незаметно, потому что ты стараешься как можно быстрее оказать помощь людям. А ещё ты делаешь это с улыбкой, даже если твои руки трясутся от тяжести пакетов. Иначе просто нельзя, потому что хочется подарить положительные эмоции тем, кто поневоле лишился своего дома. Да и люди чувствуют, когда ты относишься к ним с теплотой. СПРАВКА «КП» Пункт выдачи гуманитарной помощи на Тускарной, 1, работает с 10:00 до 20:00. Сейчас есть острая необходимость в постельном белье, подушках и матрасах, нуждающиеся получают такую помощь в течение пяти дней согласно очереди. Больше о помощи пункту выдачи – в QR-коде. Ирина СИДОРЕНКО

Улыбаться от души с болью в плечах
© Курская правда