«Большая чистка» туроператоров начнется после 1 сентября

С 1 сентября передавать сведения о проданных турах через государственную информационную систему «Электронная путевка» (ГИС ЭП) придется не только туроператорам, отправляющим туристов за границу (для них это обязательно еще с 15 ноября прошлого года), а и туроператорским компаниям по внутреннему и въездному туризму. Тем, кто не уложится в срок, грозит «большая чистка» – исключение из Федералього реестра. О том, какими способами можно подключиться к ЭП, портал TourDom.ru выяснил у вице-президента РСТ, основателя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова.

«Большая чистка» туроператоров начнется после 1 сентября
© tourdom.ru

Наиболее актуальна тема для туроператоров по внутреннему туризму, их на сегодня в Федеральном реестре 4,5 тыс. (действующих по факту – около 2 тыс.), и большинство – региональные компании с относительно скромными масштабами работы и финансовыми возможностями.

Специалист рекомендует начать с правовой экспертизы своей деятельности на предмет наличия признаков формирования турпродукта и, соответственно, обязанности передавать сведения в ЭП. Ведь может оказаться так, что он формируется лишь от случая к случаю, 2 раза в год, а основная деятельность в другой плоскости, например экскурсионной. Тогда затраты на внедрение «Электронной путевки» могут попросту не оправдаться, есть смысл задуматься, нужен ли вообще компании туроператорский статус.

Турпродукт, т. е. комплекс услуг по перевозке и размещению, формируется при организации многодневных экскурсий: например, с переездами ж/д, автобусом и ночевками в гостиницах. Кроме того, при организации детского отдыха, корпоративных выездов и т. д. в регионах туроператоры нередко выполняют заказы по госпрограммам в рамках конкурсных процедур. Не исключено, кстати, что перечень признаков турпродукта в перспективе расширят, Минэк уже подготовил соответствующую поправку в Закон о туризме, говорит вице-президент РСТ.

Если вы приняли решение о необходимости подключения, следующим шагом следует изучить на сайте оператора «Электронной путевки», АО «НТТ», требования к информационной безопасности и порядок подключения – оценить свою техническую готовность к взаимодействию с ГИС. Если туроператор ранее имел опыт работы с госсистемами, проходил проверки Роскомнадзора, аттестацию рабочих мест, то большая часть необходимых документов и лицензионного программного обеспечения у него, скорее всего, уже есть. В противном случае придется проходить процедуру аттестации на соблюдение требований информационной безопасности и подключения к ЭП «с нуля».

Далее нужно аттестовать автоматизированное рабочее место – компьютер, с которого данные о турах будут передаваться в ГИС вручную, или информационную систему, в случае автоматической передачи данных. Туроператоры, которые не будут соответствовать требованиям информационной безопасности, с 1 ноября начнут отключать от ГИС, хотя процедурно закон такого механизма не регламентирует. Аттестацией занимаются специальные лицензированные организации, их перечень есть на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Стоимость оформления аттестата в последнее время стала более гуманной, прежде за услугу брали от 200 тыс. руб., теперь нижний порог – от 80 тыс. руб. Впрочем, для небольших региональных туркомпаний и такие суммы – чувствительная трата. На днях РСТ обратился в Минэк с предложением предусмотреть субсидирование на интеграцию туроператоров с ГИС. Впрочем, вряд ли стоит надеяться на выделение денег из федерального бюджета. При этом есть способ иной региональной финансовой поддержки, говорит Георгий Мохов. Например договориться с региональным Минцифры о предоставлении уполномоченной организации с фиксированной ценой.

Еще один вариант подключения к системе – передача сведений через защищенный «шлюз» стороннего разработчика. НТТ принимает такой способ с соблюдением определенных формальностей – организация должна быть аттестована на соответствие требованиям информационной безопасности. В таком случае самому туроператору проходить аттестацию не нужно, но придется постоянно платить «шлюзу» и по сумме затрат сэкономить вряд ли удастся.

Ранее мы

писали

о том, что изменения в форме «Электронной путевки», которые начнут действовать с 1 сентября, могут усложнить туроператорам передачу информации в систему.