Курортный обман: как туристов разводят на деньги?

Мошенники, рассчитывающие поживиться деньгами туристов, есть всегда. Но особенно много их в «горячий сезон» – летом. Эксперты рассказали MIR24.TV о том, какие уловки придумали курортные аферисты и как уберечь себя от потери денег и нервов на отдыхе.

Эксперт рассказал, как обезопасить себя от обмана в путешествии
© Mir24.TV

Завышение итоговой цены

Часто на курортах проворачивается схема с увеличением итоговой цены на услугу. Например, не так давно в Анапе женщину обманули на 5000 рублей из-за рисунка единорога на руке ее дочери. Уличные художники, предложив услугу, назвали небольшую цену. И только в конце уточнили, что стоимость была названа за квадратный сантиметр, а не за весь рисунок. Подобное можно встретить и в курортных магазинах: продавцы нередко указывают стоимость товара за 100 граммов, прописывая это условие мелким шрифтом. Так же поступают те, кто предлагает сделать фотографии на побережье (со зверями, в костюмах и т.п.): до съемки о цене ничего не говорится, а в конце называется баснословная сумма за каждый кадр.

Как себя обезопасить?

«Перед тем, как что-то купить или воспользоваться услугой, уточняйте, что входит в названную цену. Также не пользуйтесь услугами под предлогом подарка. Помните, что почти никто на улицах курортов не фотографирует с животными, не устраивает для Вас развлечения и представления бесплатно», предупредил владелец туристической компании Борис Соколов.

Сайты-двойники

Наткнуться на аферистов можно еще во время планирования отпуска. Одна из популярных схем мошенничества – бронирование жилья через сайт-клон. Аферисты создают сайты отелей, которые почти невозможно отличить от оригинала. Мошенников в этой нише много, ведь то, что они якобы продают, нельзя увидеть вживую – туристы вынуждены доверять картинкам в интернете.

«На таких сайтах предлагают очень выгодные цены на номера или авиабилеты, но с одним нюансом оплатить нужно сразу. Туристы переводят деньги, не замечая подвоха. Но при заселении выясняется, что брони на номер нет, а деньги были отданы мошенникам. Такая же схема существует с фейковыми сайтами известных авиакомпаний. Бывает так, что в выдаче поискового агрегатора именно клонированные сайты стоят на первых позициях», рассказал основатель сервиса бронирования Алексей Черепахин.

Как распознать подвох?

Всегда должно настораживать, если просят перечислить всю сумму за бронирование сразу. Некоторые отели делают так в сезон, но чтобы убедиться, лучше позвонить на ресепшен и уточнить.

«Для особо осторожных туристов мошенники продумали такую схему: просят перечислить не всю сумму, а 10-15%. Человеку это кажется безопасным: за бронь, как правило, надо платить, а в случае обмана большой суммой он не рискует. Вот только «пять старушек уже рубль». Обманув так 10 туристов, мошенник остается в немалом выигрыше», уточнил эксперт.

Вот некоторые шаги, которые помогут быть внимательнее при бронировании:

  1. Стоит все перепроверить, если предложение слишком выгодное относительно рынка.
  2. Будьте бдительны, если деньги просят перечислить на счет физического лица и при этом торопят, не давая сосредоточиться.
  3. Поищите больше отзывов об отеле и сайте. Проверьте другие контакты отеля, например, в соцсетях, и позвоните им напрямую.
  4. Пользуйтесь услугами авторитетного сервиса бронирования.
  5. Если обман уже случился – обратиться в правоохранительные органы.
  6. Полезно также будет осветить свой опыт в соцсетях, чтобы другие туристы не попались на эту удочку.

Несоответствие условий забронированного жилья

Страховой агент в сфере туризма Елена Копышева рассказала, с каким обманом можно столкнуться при выборе жилья на отдыхе.

  1. Предлагаемое жилье оказывается не гостиницей, а апартаментами. В этом формате не всегда можно получить гостиничный сервис: скорее всего, не будет горничных, сотрудников на ресепшене и технического персонала (сантехников, электриков и т.д.) на случай нештатной ситуации. Некоторые апартаменты закрыты по ночам, и попасть туда в это время нельзя.
  2. Реклама отеля обещает пляж и достопримечательности в пяти минутах ходьбы. На деле может оказаться, что дорога займет 15-20 минут в лучшем случае.
  3. Одной из частых проблем на юге России является отсутствие воды в гостиницах и гостевых домах. Туристы могут столкнуться с ситуацией, когда вода не подается или постоянно отключается. Разумеется, они узнают об этом только на своем печальном опыте.
  4. Продавцы путевок и владельцы гостиниц могут умолчать и о таких неудобствах, как, например, стройка или ремонт дороги прямо под окнами отеля. Вряд ли в таких условиях получится хорошо отдохнуть.
  5. Иногда в гостинице продается на 5-10% больше мест, чем есть в наличии – эта схема называется «овербукинг». Гостиницы делают это для перестраховки, чтобы не остаться без гостей. Но по итогу кому-то из туристов может не достаться места.

«Чтобы не стать жертвой мошенничества и недобросовестной рекламы, перед бронированием жилья нужно внимательно изучать реальные отзывы о гостинице, прислушиваться к рекомендациям знакомых, напрямую пообщаться с владельцами отеля или гостевого дома. Защитить свои права в случае обмана можно с помощью правовой поддержки от страховой компании», рассказала эксперт.

Экскурсия «не все включено»

Покупка экскурсий на улице часто приводит к дополнительным скрытым расходам. Гид называет привлекательную цену, а потом выясняется, что в нее входит только транспорт до места и услуги его сопровождения.

«Дополнительно приходится покупать входные билеты, экскурсионная программа может быть неполной, а сервис некачественным. Чтобы этого избежать, рекомендуем обращаться к лицензионным гидам и покупать экскурсии у принимающих компаний», поделилась турагент Наталья Фетисова.

По словам спикера, чаще всего жертвами мошенников на курортах становятся люди, которые ограничены во времени и не станут тратить его на общение с полицией. Поэтому официальных обращений о нарушенных правах в этой сфере будет меньше, чем реальных фактов. Особенно если речь идет не о жизни и здоровье, а только о небольших суммах денег. Поэтому стоит быть внимательными и прислушиваться к советам бывалых туристов и экспертов.