Продажу алкоголя в зонах дьюти-фри на внутренних перевозках следует ограничить. С таким предложением выступило МВД. Ведомство подготовило замечания к законопроекту, который сейчас находится на стадии обсуждения, — о продаже алкоголя в зонах внутренних вылетов российских аэропортов. С ними ознакомились газета «Известия».
МВД, по запросу депутатов, сообщило, что в период с 2021 по 2023 годы авиакомпании расторгли почти 6,5 тысячи контрактов с пассажирами. Основной причиной стало распитие алкоголя в аэропортах и самолетах, другими словами, были аннулированы билеты авиадебоширам. Поэтому, указывает МВД, следовало бы ограничить объем алкоголя, который пассажир может купить в зоне вылета, и обязать продавцов упаковывать алкоголь в зип-пакеты.
На самом деле, и сейчас в зонах вылета никто не покупает шампанское ящиками, а проконтролировать выполнение норм МВД будет непросто. Да и эффекта особого не будет, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин:
Павел Шапкин руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики «Есть международная рекомендация Всемирной организации здравоохранения, когда уже подвыпившему посетителю магазина или кафе, либо любого другого заведения буфета не продают алкоголь. То есть ему как бы уже хватит, и продавец имеет право ему отказать в дополнительной порции. Мне кажется, что имеет смысл предусмотреть это как ограничительную меру, причем распространить ее не только на аэропорты, но и на любые предприятия, которые занимаются реализацией, особенно в общепите, алкогольной продукции. В любом случае это ограничение, когда его введут, оно мало чего даст, потому что люди будут готовы к тому, что будет ограничено, и либо где-то напьются до аэропорта, либо как-то принесут с собой и до прохождения осмотра каким-то образом найдут способ выпить это все дело, если им так надо. А многие пассажиры испытывают стрессовое состояние при посадке самолета и при полете на самолетах — это понятная вещь, им нужен некоторый адаптоген для того, чтобы снять стресс. Либо это будут какие-то лекарства, которые могут быть еще более опасны по своему воздействию и неадекватному поведению. Но что касается пассажиров, как и любых других людей, да, некоторые напиваются, нарушают общественный порядок, но это давно сложившаяся практика. Что с этим делать? Я думаю, что само по себе ограничение выдачи количества спиртного в аэропортах вряд ли как-то повлияет на изменение ситуации. Скажем, чтобы не продавать алкоголь уже подвыпившему пассажиру, это, я думаю, более эффективно».
Предложение разрешить продажу алкоголя в зонах вылета российских аэропортов появилось как мера поддержки бизнесу на фоне пандемии и уменьшения числа международных рейсов на фоне событий на Украине. Задумка была в том, чтобы приравнять действующие нормы по продаже алкоголя в зонах дьюти-фри на международных рейсах к правилам на внутренних российских рейсах.
На международных вылетах практика продажи алкоголя уже сложилась. Магазины, зная, в какую страну отправляется пассажир, дают ему рекомендации по объему покупаемого алкоголя, чтобы у того не возникло проблем на границе. И если человек захочет выпить, ему мало помешают какие-либо ограничения, уверен председатель совета директоров группы компаний «Аэротрейд» Андрей Мартынюк:
Андрей Мартынюк председатель совета директоров группы компаний «Аэротрейд» «Конечно, на сегодняшний день мы продаем максимум две бутылки еще куда-то. Мы даем информацию пассажирам в зависимости от того, куда он летит: берете две бутылки, если возьмете три, а там по прилете можно ввозить только две бутылки, вам не разрешат это сделать. То есть мы консультируем своего покупателя и говорим: в данном случае алкоголя может быть две бутылки. В каких-то направлениях есть ограничение по ввозу сигарет, то есть можно ввозить один блок. Но, как правило, человек покупает одну-две бутылки для себя. На самом деле это стандарт, который сейчас существует у всех операторов дьюти-фри, — при продаже алкоголя каждый оператор запаковывает алкоголь в сейф-пакет. Это нужно для того, чтобы пассажир мог делать пересадки, и когда вы делаете пересадку, если у вас алкоголь лежит в сейф-пакете, внутрь, как правило, кладется чек, в котором написано, что это куплено в дьюти-фри. И если вы делаете пересадку либо еще что-то, служба безопасности понимает, что это алкоголь, купленный в дьюти-фри. Нарушители есть всегда. Мы всегда говорим: колбасу можно нарезать ножом и тем же ножом можно убить человека. Поэтому сейчас все делается для нормального использования алкоголя, ничто не мешает вскрыть этот пакет и выпить то, что вы купили, никаких проблем в этом плане нет. В любом случае в здании вылета существует общепит, и внутренних, и международных, и вы при желании можете выпить пиво, вино, не нужно для этого обязательно красться в дьюти-фри».
Сейчас комитет Государственной думы по экономической политике проводит экспертизу законопроекта о продаже алкоголя в зонах вылета внутренних рейсов. В кабмине отмечали, что поправки приведут к росту выручки на 9 млрд рублей. Пока предлагается позволить магазинам в аэропортах торговать спиртным до середины 2026 года.