Турбулентность опасна: почему в самолетах нужно летать пристегнутыми

Во время сильной турбулентности, в которую попал Boeing 777 авиакомпании Singapore Airlines, летевший из Лондона в Сингапур, погиб один из 211 авиапассажиров. Более 70 человек, по данным западных СМИ, получили различные травмы.

Турбулентность опасна: почему в самолетах нужно летать пристегнутыми
© Российская Газета

Самолет пришлось срочно сажать в Бангкоке, где рейс ожидали десятки машин скорой помощи. Опубликованы кадры с борта лайнера: кровь на лице бортпроводника, выдранные живьем панели, болтающиеся шнуры…

По рассказам очевидцев, буквально в один момент Boeing 777 стал крениться, его затрясло, а затем - резкое падение на 2 км. Те, кто не был пристегнут ремнями безопасности, вылетали из кресел.

По данным Daily Mail, погиб 73-летний режиссёр Британского музыкального театра Джеффри Китчен: предположительно, у него случился сердечный приступ. В больницу попала и его супруга. Знакомые погибшего режиссёра рассказали, что в последние годы у него были проблемы с сердцем - ему установили стенты для расширения артерий.

Что такое турбулентность? Если совсем просто, то это изменения в воздухе вокруг самолета. Она возникает при встрече воздушных масс, движущихся с очень разными скоростями и в разных направлениях. В принципе, турбулентность - это естественное явление в авиации. Как скажем, качка в море или тряска автомашины на неровной дороге.

Но турбулентность бывает разная: она выражается в скорости вихревого рассеивания. И у нее есть своя шкала - легкая "болтанка" (0-20), умеренная (20-40), сильная (40-80) и экстремальная (80-100).

По словам пилотов, иногда перед рейсом они заранее знают о возможной турбулентности на маршруте из метеокарт и сводок погоды. Если же она появилась там, где в картах не была отмечена, то летчики сообщают об этом диспетчеру, который предупреждает потом другие борты…

Турбулентность на эшелоне не всегда видна и тогда случается "неожиданно". Однако все подобные ситуации пилоты обязательно отрабатывают на тренажерах.

- Летайте пристегнутыми! Эти призывы звучат не ради красного словца. Десятки человек, которые наверняка пристегиваются, садясь в автомобиль, в самолете Boeing 777 авиакомпании Singapore Airlines решили пренебречь этим правилом, за что поплатились своим здоровьем, - с горечью замечает генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - Кстати, все пилоты всегда летают пристегнутыми - и не только поясными ремнями, но и плечевыми.

По словам эксперта, гибель людей во время турбулентности - исключительно редкое явление, хотя о полученных травмах разной степени тяжести новости приходят регулярно. В США, например, в период с 2009 по 2021 год на коммерческих пассажирских самолетах было зарегистрировано 146 серьезных травм по этой причине.

Впрочем, серьезное явление опасно для машин и больших, и не очень. Так, в марте 2023 года в США через несколько минут после вылета из аэропорта города Кин один из трех пассажиров, находившихся на борту частного бизнес-джета Bombardier Challenger 300, получил серьезные травмы после того, как самолет попал в зону сильной турбулентности. Экипаж выполнил экстренную посадку в международном аэропорту Брэдли, пассажир был госпитализирован, но скончался.

В июле 2017 года в зону сильной турбулентности неожиданно попал в районе Тюмени Airbus A330-200 авиакомпании China Eastern, следовавший из Парижа в Куньмин (Китай). В тот момент, когда самолет находился примерно в 480 км северо-восточнее Тюмени на эшелоне полета 390, он испытал два сильнейших толчка. Несколько раз терял и набирал высоту с вертикальными скоростями, превышающими 25 м/сек.

- Такие воздействия возмущенной атмосферы на самолет привели к тому, что различные травмы получили 26 человек, - рассказывает эксперт "РГ". - Экипаж продолжил полет и через 5 часов 45 минут произвел посадку на аэродроме назначения. Пострадавшие были госпитализированы, из них четверо с переломами и ушибами головы.

Сами пассажиры сообщили, что во время турбулентности, продолжавшейся около 10 минут, многие не были пристегнуты.

- Поэтому летайте пристегнутыми в течение всего рейса - иначе можно стать летающим объектом. Правда, опознанным, - призывает Сергей Мельниченко. - Или, может, ввести обязательное требование: пристегиваться ремнями в течение всего полета, как при взлете, посадке, снижении и наборе высоты? Я бы вынес такое предложение на обсуждение.

Кстати

Летчики впервые столкнулись с турбулентностью шестьдесят с лишним лет назад.

17 октября 1958 года самолет Ту-104 выполнял рейс Пекин-Москва. Самолет уверенно шел на высоте 12 тысяч метров. А затем случилось неожиданное: чья-то невидимая гигантская рука схватила машину железными тисками и резко подбросила вверх. Причем сила броска была настолько мощной, что многотонная махина, как вырвавшийся из рук воздушный шарик, взметнулась ввысь сразу... на два (!) километра.

Пытаясь выровнять машину, командир Гарольд Кузнецов и второй пилот Антон Артемов до упора отдавали штурвал от себя. Но рулей высоты просто-напросто не хватало. Это как дверь, которую вы пытаетесь распахнуть настежь, а она сделана так, что может открываться лишь наполовину... А затем самолет внезапно швырнуло вниз. Не слушаясь рулей, Ту-104 мгновенно перешел в отвесное неуправляемое пикирование. Почти вертикально, развивая сверхзвуковую скорость, лайнер понесся к земле..

Как потом установила госкомиссия, воздушная схватка длилась всего 2 минуты. Невероятно, но факт: понимая, что самолет гибнет, Гарольд Кузнецов уже с высоты 13 километров начал скрупулезно передавать на землю то, что происходит. На штурвале была специальная кнопка, соединенная с микрофоном. Связь продолжалась практически до самого столкновения с землей.

Информация с терпящего бедствие борта оказалась бесценной.

Дело в том, что в течение 1956-1958 годов с самолетами Ту-104 уже произошло несколько загадочных происшествий. Ни одно из тщательно проводимых расследований, в которых участвовали специалисты Главного управления ГВФ, Государственного научно-исследовательского института, КБ Туполева, ВВС, так и не сумело пролить свет на их причины. Дефекты в конструкции, технические неполадки? Нет, вроде все нормально. Плохие метеоусловия? И к ним придраться нельзя. Остается так называемый человеческий фактор. И шишки сыпались на головы пилотов.

Точки над "i" расставил Гарольд Кузнецов. Как показал анализ переданных им сведений, самолет попал в гигантский восходящий поток воздуха. О том, что подобное возможно на высотах свыше 9 километров, никто из создателей новых самолетов тогда и не подозревал. Ведь у поршневых машин "потолки" были несоизмеримо меньше. Даже маститые конструкторы утверждали: реактивные машины станут летать "над погодой". Турбулентность? "Мелочи" - считали они. Так было до того трагического дня.

Правда, экипажу Кузнецова не повезло вдвойне: он попал в самый эпицентр вертикального воздушного потока. Потом, имитировав трагический полет, конструкторы определили параметры потока: длина 9-13 километров, ширина - почти 2, толщина - до 6... Его скорость тоже была огромной - 300 км в час.

В срочном порядке конструкторы приступили к поиску способов борьбы с грозным природным явлением. Были снижены "потолки", модернизирована конструкция, разработаны рекомендации по центровке воздушных судов. Горький опыт помог вообще создать иные аэродинамические формы, успешно противостоящие воздушным потокам. В частности, конструкторы нового межконтинентального лайнера Ил-62 придумали на передней кромке громадного стреловидного крыла самолета специальный "зуб". Благодаря ему, даже попав в мощный вертикальный поток, Ил самостоятельно опускает свой нос...