Boeing 737-800 при взлете лишился гондолы двигателя, а при посадке — закрылков
Стоит позавидовать самообладанию пассажиров рейса Денвер — Хьюстон, спокойно снимавших из иллюминатора видео того, как их лайнер разрушается на глазах. Никаких возгласов ужаса, на заднем плане даже слышен беззаботный смех.
На видео — за боковым иллюминатором бегущий бетон взлетно-посадочной полосы под крылом самолета. Это посадка лайнера Boeing 737-800. Часть металлической мотогондолы, защищающей двигатель, уже оторвана и деформирована. На огромной скорости отрывается и вторая часть мотогондолы, полностью обнажив конструкцию двигателя. От потока набегающего воздуха она также моментально деформируется, какое-то время куски искореженного металла развеваются над плоскостью крыла, как тряпки, и затем начинают отлетать. На этом видеозаписи заканчиваются.
Но не заканчивается эта история. Которая началась еще при взлете из Денвера, когда внезапно у правого двигателя открылся и деформировался первый люк мотогондолы. По словам одной из пассажирок лайнера, с которой впоследствии поговорили журналисты телеканала ABC News, часть обшивки отвалилась «в первые десять минут» после начала взлета.
Затем экипаж доложил на землю о повреждениях и решил вернуться в аэропорт вылета. Шокирующие видео сняты именно в момент посадки. И на них не видно, куда летит оторванный металл. А летит он прямиком в закрылки, гасящие при посадке скорость самолета. Большое счастье, что элементы обшивки прилетели именно туда, а не пробили дыру в двигателе или фюзеляже, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Неприятно, когда это происходит на взлете, когда любая неисправность достаточно опасна. Экипаж в данном случае поступил совершенно правильно. Они взлетели, набрали высоту, потом спокойно оценили ситуацию и приняли решение вернуться на аэродром.
— А повреждение закрылков на посадку как-то повлияло?
— Любой грамотный, подготовленный экипаж может посадить самолет и с неработающими закрылками, в том числе и с отсутствующими. Да, это неприятно, но все-таки не критично, потому что функционал многих систем в самолете многократно дублируется.
Федеральное управление гражданской авиации проводит проверку инцидента. Как отмечает Financial Times, на сей раз она связана не с самолетом серии MAX, в отношении которых уже проводились проверки, а с более ранней моделью семейства 737 — его поставили Southwest Airlines в 2015 году.
Тем не менее компания Boeing давно испытывает давление авиарегулятора, общественности, клиентов и СМИ, периодически сообщающих о различных ЧП с лайнерами серии MAX. Есть вопросы к контролю качества на производстве. Есть проблемы с поставщиком фрагментов фюзеляжа. Boeing не смог пройти 33 из 89 ведомственных проверок.
В конце марта пресс-служба концерна сообщила, что гендиректор корпорации Дэйв Кэлхун покинет свой пост в конце года. Были заявлены и другие перестановки.
В истории с отлетевшей защитой двигателя авиаэксперты, опрошенные Business FM, сходятся в том, что, скорее всего, в этом нет вины корпорации Boeing. Велика вероятность, что наземные инженерные службы просто не докрутили крепления.