Агрегаторы против турагентов: кто кого потеснит?

После того как несколько сервисов онлайн-бронирования отелей и авиабилетов объединились в Ассоциацию туристических агрегаторов (АТАГ), у наблюдателей возникли закономерные вопросы – зачем и как это все повлияет на отрасль. По одной из версий, создаются предпосылки к большому переделу: через пару лет агрегаторы могут захватить рынок продажи туров, так же как Wildberries и Ozon некоторое время назад потеснили торговые центры и мелкие магазины. Справедлив ли прогноз? Редакция предложила высказаться экспертам.

Изображение WhatsApp 2024-03-14 в 18.31.41_0e85748a.jpg

Не хотят быть туроператорами

Ответ на вопрос, зачем агрегаторам своя ассоциация, вроде бы прост: чтобы более активно продвигать собственные интересы и добиться того, чтобы понятие «агрегатор» попало в отраслевой закон. Сейчас там есть только туроператоры и турагенты – первые формируют туры, а вторые их продают. Но развитие интернета создало новую сущность – появились платформы, которые предоставляют потребителям возможность приобретать онлайн отдельные услуги или комбинировать их как угодно.

Такая деятельность, с одной стороны, имеет признаки туроператорской. Если в «корзине» у туриста оказываются перевозка и размещение, то по закону это – тур, а компания, его сформировавшая, должна иметь финансовые гарантии, а также состоять в «Турпомощи», если речь идет о выездном туризме. С другой стороны, и к турагентствам работа агрегаторов тоже имеет прямое отношение, так как по закону и туры, и отдельные туристические услуги уполномочены продавать туристам именно они.

Отдельный статус в законе нужен агрегаторам, так как они не хотят быть туроператорами со всеми обязанностями и отчислениями (например, в виде внушительных фингарантий) и не хотят быть турагентами, чтобы их, как выразился один из наших собеседников, «кошмарили» туроператоры своими договорами и условиями.

Турагентов вытеснит кешбэк?

Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов не исключает, что, получив желаемый статус в законе, агрегаторы могут составить серьезную конкуренцию туристической рознице. По его словам, туроператорам, возможно, проще будет заключить именно с ними договоры и реализовывать турпродукты через крупные платформы, а не через множество мелких розничных структур, и понижать стоимость за счет кешбэка и различных программ лояльности.

«Агрегаторы и сейчас активно предоставляют кешбэк – в основном продавая отели, а не пакетные туры, однако в одном шаге от того, чтобы законтрактовать крупнейших туроператоров и начать продавать пакеты на эксклюзивных условиях», – развивает мысль наш собеседник. По сути, такая экспансия возможна уже сейчас и сдерживается только тем, что агрегаторы пока не могут просчитать свои риски, связанные с исками потребителей, вопросами надзора и контроля, необходимостью юридической адаптации и т. п.

Изображение WhatsApp 2024-03-14 в 18.34.07_4bf2031c.jpg

Как показало обсуждение в профессиональном канале «Крыша ТурДома B2B», сами турагенты такой прогноз не разделяют и не видят для себя никакой угрозы. Туры – это «штучный товар»: конкретное путешествие для конкретного туриста. Менеджеры готовы отвечать на множество вопросов, которые возникают у отдыхающих (например, где в Абу-Даби выгоднее обменять валюту), и решать их проблемы, появляющиеся в ходе поездки. Такие, например, как задержка рейса, незаселение в гостиницу, внезапное отсутствие трансфера и т. д. «Закрывать» подобные потребности у агрегаторов вряд ли получится – не их масштаб и не их профиль. «В основном туристы предпочитают живое общение со знакомым человеком», – говорит турагент Александр Руднев.

Иными словами, профессионально работающие представители розницы всегда будут востребованы. Получается, все поделено и никто никому не мешает. Тем не менее, поскольку у агрегаторов получилось занять нишу бронирования отдельных туристических услуг (на Ozon, Яндексе, Wildberries и т. п. уже продаются билеты и отели. – Ред.), то и какую-то долю рынка продаж готовых туров они все же могут получить. Например, на платформах теоретически смогут продаваться самые дешевые и экономичные предложения, которые туристы готовы оплачивать онлайн и для продажи которых не нужна глубокая экспертиза.

«Определенная сегментация рынка есть и сейчас. Один полюс – это туры, где нужна консультация. Другой – массовый сегмент, где агрегаторы, по сути, работают уже и сейчас с отелями, билетами. У платформ своя ниша – им нужны массовое покрытие, масштаб. Во многом это задача маркетинговая, а не задача заработка – им нужно привлечь новых клиентов, притянуть в собственную экосистему, чтобы заработать в том числе на чем-то другом», – рассуждает учредитель компании-агрегатора «Хотелбук» Алексей Крылов (в прошлом – сооснователь сети турагентств Kuda.ru).

Таким образом, многое зависит еще и от того, какие ресурсы будут готовы вложить в сферу продаж туров сами агрегаторы. Если они действительно будут демпинговать, раздавая кешбэк и работая на минимальном вознаграждении, то какая-то часть турагентств, вполне возможно, почувствует отток клиентов – желающих получить «кешбэк» с любой покупки сейчас очень много.