Турагенты требуют себе равных прав с туроператорами
Уже неоднократно поднимавшаяся участниками туррынка тема продажи турагентами туров «по частям» стала одной из самых дискуссионных на прошедшей сегодня стратегической сессии РСТ «Деятельность туристических агентств».
Речь идет о реализации по отдельности авиаперевозки и размещения в гостинице. Большинство розничных туркомпаний хотя бы время от времени используют такую практику, хотя по действующему законодательству это разрешено только туроператорам.
На то, что действующий основной отраслевой закон 132-ФЗ давно не отражает реалий, сложившихся на туррынке, обратил внимание основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Грань между туроператорами и турагентами на практике сейчас размыта, и одна из ключевых задач законодателей – сблизить реальную ситуацию на туррынке и нормы, которые ее регулируют. При этом не навязывать участникам модель поведения, которую они не в состоянии соблюдать.
Конкретное предложение высказал руководитель сети турагентств «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов. По его мнению, следовало бы законодательно разрешить турагентам продавать по отдельности авиаперелет и отель, но при условии, что каждая из этих услуг может приобретаться только у российского юридического лица – авиакомпании, туроператора, гостиницы и т. д.
Президент РСТ Илья Уманский концептуально поддержал идею, однако обратил внимание на проблему: неясно, кто при использовании такой модели будет нести ответственность перед туристом. Например, туроператор, продавший только размещение в отеле, реализует лишь одну услугу, а значит, не может отвечать перед конечным потребителем, как если бы сформировал комплексный турпродукт. Ведь вторая часть турпакета – авиаперевозка – приобретена у другого поставщика.
По мнению Георгия Мохова, проблему вряд ли можно решить при существующем четком законодательном разделении участников туррынка на туроператоров и турагентов, без введения каких-то промежуточных статусов. По большому счету именно в этом и нуждаются розничные продавцы. Как правило, продавать турподукт по частям им нужно от случая к случаю. Например, некоторые предпочитают самостоятельно формировать дорогие туры для взыскательных платежеспособных клиентов, опасаясь передоверять их туроператорам и полагая, что сами обслужат таких туристов более качественно. Получать ради таких нечастых операций статус туроператора слишком накладно, а подчас и невозможно.
Напомним, что уже были прецеденты наказания за незаконную туроператорскую деятельность. Например, в августе прошлого года на 5 млн руб. оштрафовали компанию «Колибри-тур МСК».