Юрист разъяснил права депутата с лишним весом, которого сняли с рейса «Победы»

История о депутате с лишним весом, которого сняли с рейса «Победы» Барнаул – Москва из-за того, что он отказался пересесть со своего оплаченного места у аварийного выхода и ругался матом на бортпроводников, активно обсуждалась в чате телеграм-канала «Крыша ТурДома». В частности, подписчики спорили, почему такому пассажиру нельзя было сидеть возле аварийного выхода.

Юрист разъяснил права депутата с лишним весом, которого сняли с рейса «Победы»
© TourDom

Главный редактор авиационного портала Frequentlyflyers.ru Илья Шатилин в своем телеграм-канале объяснил, что у «Победы» в правилах прописано: если пассажиру нужен удлинитель ремня безопасности, чтобы пристегнуться, то сидеть у аварийного выхода он не может. И это никак не связано с дискриминацией – такие правила работают в большинстве авиакомпаний мира, и они опираются на рекомендации американских авиационных властей. Это делается ради безопасности, поскольку человек с лишним весом может не пройти через аварийный люк, как и, например, слишком высокий – из-за этого не смогут эвакуироваться другие пассажиры.

«Пассажирам с нарушением обмена веществ напомним: места XXL, Space+ и т. п. подразумевают лишь увеличенный шаг кресел и пространство для ног. По ширине они, наоборот, могут быть даже меньше обычных. <...> Так что лучшее решение – это доплачивать за дополнительное кресло рядом с собой (EXST). Да, это дорого (может быть сопоставимо с ценой билета), но зато и вам комфортно, и соседи не захотят вас убить», – написал Илья Шатилин.

В правилах перевозки «Победы» указаны и другие категории пассажиров, которые не допускаются на места возле аварийных люков: это дети (в том числе без сопровождения); беременные женщины; клиенты с животными; клиенты, которые не говорят на русском или английском языках; клиенты, которым нужна помощь при полете, посадке или высадке; а также клиенты, которым отказано во въезде в страну (либо депортированные клиенты).

Адвокат, эксперт в области туризма Маргарита Еремеева обратила на это особое внимание: раз такие положения прописаны в правилах авиакомпании, то пассажир, покупая билет, автоматически соглашается с ними (и предполагается, что должен быть с ними ознакомлен).

«Пассажир может обратиться в суд за компенсацией морального вреда и просьбой о возврате средств за билет, раз его сняли с рейса. Но авиакомпания в таком случае будет ссылаться на свои правила, которые незаконными не являются. Тогда пассажиру придется оспаривать эти правила, доказывать, почему они некорректны, чему-то не соответствуют или ущемляют. Честно говоря, перспектива туманная», – пояснила Маргарита Еремеева.

Это не первая история, которая произошла с пассажирами «Победы» в Барнауле. В прошлом году, по информации местных СМИ, с одного из рейсов сняли сразу шестерых человек, причем один из них пострадал из-за того, что его ручная кладь не проходила в калибратор. В итоге Алтайский краевой суд обязал авиакомпанию выплатить штраф и компенсацию в размере 420 тыс. руб.