Одобрены изменения в планере российского SJ-100
Специалисты ПАО "Яковлев" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха) завершили работы по получению одобрения Росавиации на обновленный каркас планера самолета SJ-100. Как рассказали в ОАК, планер был модифицирован под установку российских систем и агрегатов, а также для упрощения производственного процесса и обслуживания воздушного судна.
Это стало результатом успешных расчетно-экспериментальных работ, выполненных, в том числе, на ресурсном самолете в ЦАГИ и на статическом планере в СибНИА. Также был проведен ряд испытаний у поставщиков. Кроме того, с сертификационными центрами была организована работа по одобрению новых технологических процессов, используемых при производстве модифицированной конструкции планера самолета.
По словам заместителя гендиректора ОАК по гражданской авиации - гендиректора ПАО "Яковлев" Андрея Богинского - одобрение данного изменения позволяет перейти на производство SJ-100 уже по серийной конструкторской документации, чтобы в соответствии с поручением правительства РФ в 2024 году передать первые импортозамещенные самолеты в эксплуатацию.
"Следующим важным шагом по сертификации станет одобрение импортозамещенных систем и маршевой силовой установки ПД-8 в составе самолета. С учетом географии нашей кооперации, ведем с нашими поставщиками работу в этом направлении практически в круглосуточном режиме", - отметил Андрей Богинский.
Специалисты КБ бюро филиала "Региональные самолеты" ПАО "Яковлев" совместно с работниками научных институтов обработали результаты более 22 000 лабораторных "полетов", проводившихся с июня 2023 года. Полученный массив данных лег в основу обоснования первоначального ресурса планера модифицированного самолета, первые серийные экземпляры которого уже собираются в цехах Производственного центра в Комсомольске-на-Амуре.
Напомним: ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского проводят комплекс аэродинамических и прочностных испытаний импортозамещенного SJ-100. Один из важнейших, на языке специалистов, векторов - исследования модели нового самолета с российскими двигателями ПД-8.
Чуть ранее ученые завершили очередной этап испытаний модели SJ-100 с двигателями ПД-8 в большой дозвуковой трубе малых скоростей института. Эксперименты проводились с помощью экрана, имитирующего взлетно-посадочную полосу, в диапазоне скоростей от 10 до 80 м/с. Моделировалась работа реверсного устройства при различных конфигурациях механизации крыла, имитировался пробег самолета по полосе после касания...
Для этого цикла исследований ученые применили метод пространственной визуализации течения PIV (Particle Image Velocimetry - анемометрия по изображениям частиц). Если совсем просто, не вдаваясь в технические подробности: такой способ исследования потока повышает информативность и увеличивает объем данных. А еще одной особенностью работ стало использование высокочастотных датчиков: с их помощью измерялось статическое давление по поверхности горизонтального оперения.
SJ-100 - ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет, который создается по программе импортозамещения систем и компонентов. Лайнер станет еще одной моделью в семействе эксплуатирующихся в настоящее время самолетов типа Superjet.
Первый полет опытный образец SJ-100 совершил в конце августа. Он продлился 54 минуты: машина поднялась на высоту до трех тысяч метров и развила скорость до 343 километров в час. Летчики-испытатели проверили самолет на устойчивость и управляемость в воздухе, "проинспектировали" системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвели "посадку на облако" и заход на посадку с уходом на второй круг. Для ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолета используются двигатели SaM146. Второй опытный образец - уже с отечественными ПД-8.