Когда на экологическое топливо сможет перейти мировая авиация?
Впервые в истории через Атлантику перелетел самолет, на 88% заправленный переработанным маслом. Эту новость на телеканале «МИР 24» прокомментировал инженер-конструктор Даниил Кипиченко.
Самолет, о котором мы говорим, принадлежит авиакомпании миллиардера Ричарда Брэнсона, известной своими экспериментальными поступкам. Во время перелета из Лондона в Нью-Йорк сам Брэнсон был на борту этого самолета. Лет десять назад я видел программу, где отработанное растительное масло из закусочной использовали в качестве дизельного топлива: заливали в бак автомобильного двигателя, и машина какое-то время ехала. Когда появилась новость о перелете, возник вопрос. Это либо двигатель, который работает как дизельный, или из смеси переработанных растительных и животных жиров и керосина сделали новый вид топлива, которым можно заправлять обычный реактивный двигатель. Что это было?
- Я тоже смотрел эту передачу и тогда очень сильно удивился и восхитился, что наконец мы сможем избавиться от углеводородной зависимости. Оказывается, керосин очень близок к дизелю. Отличия дизеля от керосина в том, что дизель имеет больше смазывающих характеристик. Поэтому реактивный самолет в теории можно заправить дизелем. Переработанное топливо – это экологическая составляющая авиационного топлива, оно на 88% состоит из кукурузы, то есть отработанного масла, и на 12% из синтетического керосина. Это такой же классический керосин.
Это не первая новость про экологическое авиационное топливо. В прошлом году из Бланьяка в Тулузу и из Тулузы в Ниццу летал самолет. То есть никаких больших изменений в двигатель вносить не надо?
- Авторы этого топлива уверяют в том, что оно также применяется в обычном двигателе. Они разработали химическую формулу так, что не надо ничего перерабатывать, топливная система самолета остается та же. Авиация, особенно гражданская, очень инертна. На самом деле, первый полет на растительном топливе был год назад, тогда летела испытательная команда с инженерами. Сейчас в первый раз полетел гражданский самолет коммерческой авиации. В рамках привлечения интереса к своей авиакомпании в нем полетел и Ричард Брэнсон. Это, можно сказать, пик успеха.
Топливо на 88% состоит из переработанных жирных кислот и на 12% – из так называемого ароматического керосина, тоже полученного из кукурузы?
- Не совсем. 88% получено из кукурузы, это жирные кислоты, а 12% – это классический синтетический керосин.
Тот самый авиационный керосин, на котором летают все?
- Совершенно верно. Это обычный керосин, который получен из нефти, газа. Он нужен, потому что у чистого растительного топлива есть проблема: оно замерзает при низких температурах. Нужно, чтобы оно выдерживало температуру минус 70 или хотя бы минус 60 градусов. Поэтому 12% в составе остается классический керосин.
Это топливо, безусловно, прорыв, и его авторы говорят, что, пока растут кукуруза, водоросли или другое растительное сырье, они вырабатывают кислород, чем поглощают продукты сгорания 12% керосина.
Выхлоп у самолета, на 88% заправленного кукурузным маслом, должен пахнуть жареной картошкой?
- Да, как жареным будет пахнуть. Мне кажется, аэродромы будут зарабатывать больше, так как люди захотят больше есть перед вылетом.
Для изготовления топлива годится переработанное масло из закусочных, которое можно разложить и превратить в авиационное топливо? Из отходов получается чистая прибыль?
- Да, для этого топлива годится и переработанное масло, и просто рапсовые культуры, и даже разные продукты после деревообработки, условно говоря, опилки. В теории даже деревянную мебель можно будет переделать в частички для этого топлива.
Возникает вопрос себестоимости, какое топливо дешевле?
- На керосине летать дешевле. Дело в том, что для этого рапсового масла нужно очень много полей. Не у всех стран есть возможность высаживать гигантские поля, но и не у всех стран есть нефтеносные слои, из которых можно потом вырабатывать керосин. В первую очередь, это топливо полезно для Европы и других стран, где не ведется масштабная нефтедобыча.
Самые вредные выбросы в авиации – от частных реактивных джетов. Их уже можно перевести на экологическое топливо?
- Да, они особо деньги не считают, там больше стоит обслуживание рейса. В классической коммерческой авиации больше 50% от стоимости билета – это керосин. Работник авиакомпании платит за билет в среднем 46-47% от обычной стоимости, то есть не платит топливный сбор. В коммерческой авиации, например, при владении или аренде бизнес-джета большая стоимость уходит на обслуживание.
Что нужно для того, чтобы всю авиацию перевести на экологическое топливо? Нужна революция техническая или в сельском хозяйстве?
- В сельском хозяйстве. Здесь ситуация, обратная тому, что было в 1920-е годы. Раньше автомобили ездили на чистом спирте, нефть стали использовать позже. Первую революцию сделал Джонни Рокфеллер, он смог сделать технологический процесс переработки нефти выгодным. Экологи могут быть ему благодарны хотя бы за то, что перестали убивать китов ради того, чтобы освещать улицы. Если получится добывать рапс дешевле, чем добывать нефть, то все на это перейдут.