Кардиолог Бокерия рассказала, что обязательно нужно делать во время авиаперелета
Люди с заболеваниями сердца часто спрашивают, можно ли им летать на самолете. Особенно этот вопрос актуален в сезон отпусков. Какие могут быть риски и как их минимизировать, готовясь к авиаперелету, рассказала кардиолог Ольга Бокерия.
"Наибольшего внимания требуют: ишемическая болезнь сердца (ИБС), аритмии (чаще всего фибрилляция предсердий), сердечная недостаточность и легочная гипертензия. Именно эти состояния могут усугубляться во время полета или даже приводить к жизнеугрожающим ситуациям. Также заслуживают внимания пациенты, недавно перенесшие операцию на сердце, и те, у кого стоит электрокардиостимулятор, кардиовертер-дефибриллятор", - предупреждает доктор Бокерия в своем Telegram-канале.
Чего стоит опасаться?
"Для большинства людей с сердечными заболеваниями авиаперелеты не представляют серьезного риска. Но есть некоторые аспекты полета, которые могут быть проблематичными - это ограниченное пространство, пониженная концентрации кислорода, обезвоживание, снижение атмосферного давления, повышенная нервозность", - пояснила Бокерия.
1. В ограниченном пространстве в самолете мы скованы в движениях и вынуждены сидеть много часов подряд.
"При этом длительная иммобилизация приводит к образованию тромбов в глубоких венах ног. Эти тромбы могут оторваться, когда человек начинает двигаться, вызывая тромбоэмболию легочной артерии. Последняя является жизнеугрожающим состоянием", - предупреждает кардиолог.
Что делать?
Профилактика простая: во время полета необходимо периодически вставать и ходить по салону, когда это разрешено; если же ходить запрещено, хотя бы выполняйте простые движения стопами, напрягайте икроножные мышцы, чтобы стимулировать кровоток.
"При длительных перелетах (более 4-х часов) лучше все же вставать, так как тромбы могут образовываться и в венах бедра и паха. Находясь в сидячем положении, сложно простимулировать кровоток в этих зонах. Также очень помогает компрессионный трикотаж", - советует врач.
2. Людям с недостаточностью коронарного и мозгового кровообращения необходимо удостовериться, что авиаперевозчик сможет предоставить на борту кислород.
"На большой высоте напряжение кислорода в крови снижается (проще говоря, меньше кислорода поступает к органам), и при наличии препятствия на пути кровотока, как при ИБС и других атеросклеротических поражениях, ишемия усугубляется", - поясняет Бокерия.
Кроме того, обезвоживание, которое возникает на высоте, приводит к сгущению крови, артериальным тромбозам. Это может спровоцировать сердечный приступ, транзиторную ишемическую атаку, острую ишемию кишечника, ног.
Что делать?
"Важно в этом случае обеспечить разжижение крови соответствующими препаратами ", - рекомендует кардиолог.
"Повторюсь, что наличие сердечно-сосудистых заболеваний не является противопоказанием для перелетов. Тем не менее, нестабильные состояния, которые не контролируются препаратами и требуют врачебного внимания, должны заставить пациента задуматься и принять необходимые меры предосторожности: проконсультироваться с врачом, стабилизировать состояние, скорректировать терапию, уточнить наличие кислорода на борту, отложить поездку, если состояние внезапно ухудшится прямо перед полетом", - заключила эксперт.