Военно-Грузинская дорога
Древняя тропа через перевалы Кавказа существовала на месте нынешней Военно-Грузинской дороги с незапамятных времен. Горные племена штурмовали здесь перевалы со своими отарами и торговыми караванами, но только в теплое время года: зимой перевалы засыпало снегом, и пересечь хребет становилось абсолютно невозможно.
После присоединения Грузии к России в 1801 году на месте горных троп начали строить современную дорогу, годную для проезда в любое время года. Несмотря на это, путь по Военно-Грузинской дороге все равно оставался весьма опасным: были нередки обвалы, осыпи, а зимой – и лавины.
В наше время изменилось немногое. Хотя с момента начала строительства Военно-Грузинской дороги прошло уже больше двухсот лет, ее центральная часть в районе Крестового перевала до сих пор не заасфальтирована. Многие тоннели и галереи находятся в таком состоянии, что водители предпочитают объезжать их по импровизированным объездам прямо над пропастью, а зимой из-за снегопадов дорога часто бывает блокирована.
Проехать по Военно-Грузинской дороге стоит ради захватывающих видов: с нее хорошо просматриваются и вершина Казбека (в ясную погоду), и старые сторожевые башни и крепости (например, Ананури), и берега реки Арагви, и живописные горные селения.