Внешне скромная, Капелла Сансеверо поражает богатым интерьером и аллегорическими скульптурами, среди которых самые главные - «Христос под плащаницей», «Избавление от чар» и «Целомудрие». Заказчиком выступил Антонио ди Сангро – могущественный вельможа, меценат и изобретатель. Именно его перу принадлежит трактат Lettera Apologetica, из-за которого его отлучили от церкви. Также он изобрел так называемый «вечный свет» (предположительно, на фосфоресцирующей основе), с помощью которого планировал освещать самые выдающиеся скульптуры в капелле, легкую пушку, стрелявшую на поразительно дальние для того времени расстояния, и даже экипаж-амфибию, который мог перемещаться как по суше, так и по воде.
«Христос под плащаницей» – известнейшая скульптура Антонио Коррадини и Джузеппе Санмартино, настоящая жемчужина Капеллы Сан-Северо. В процессе работы над ней Коррадини внезапно погиб, успев сделать лишь глиняную копию. Завершал ее молодой и никому до этого не известный Санмартино. Он сильно изменил первоначальный замысел Коррадини, однако сохранил главное – тончайшее покрывало, которое наброшено на только что снятого с креста Иисуса.
Эта филигранно выполненная работа прославила Санмартино. Никогда еще мрамор не казался таким хрупким и легким. Христос здесь, казалось бы, представлен как обычный человек – со вздувшейся веной на лбу, истощенный и со следами гвоздей на запястьях. Но в то же время от него веет избранностью и благородством, отличающим его от простых смертных. На протяжении последующих столетий скульптура вызывала восхищение как простой публики, так и признанных мастеров. Так, сам Антонио Канова признавался, что «с радостью отдал бы десять лет своей жизни для того, чтобы сделать нечто подобное».
Капелла Сансеверо, понятное дело, была задумана как частная усыпальница для семьи ди Сангро. А началось строительство, по легенде, с того, что Джованни Франческо Паоло ди Сангро заболел и помолился Богородице у ворот собственного сада. Исцеление пришло, и в благодарность он построил маленькую часовню на этом месте. Последующие члены рода увеличивали, расширяли и перестраивали ее. Своего нынешнего (законченного) вида капелла достигла при князе Раймондо.
Еще одни любопытные экспонаты – мумифицированные в вертикальном положении тела мужчины и женщины. Они хранятся в стеклянных витринах в анатомическом музее в крипте капеллы. По преданию, мумификация проходила под надзором князя Раймондо, который якобы влил подопытным (своим слугам) неизвестный раствор, от которого их кровь буквально окаменела. И – невероятно, но факт – до сих пор никто не может объяснить, как могло так выйти, что за более чем 200 лет тела и кровеносная система «экспонатов» не изменились? Теперь понятно, почему в те «темные» времена люди свято верили, что князь Раймондо был в сговоре с дьяволом.