Опера Гарнье
Опера Гарнье
ПарижЕсли бы не покушение на жизнь Наполеона III в здании оперы на улице Пелетье в 1858 году, то парижская Гранд-Опера (она же – Опера Гарнье), никогда бы не была построена. А так раздосадованный король решил, что будет правильно возвести новое здание оперы, чтобы не терзаться неприятными воспоминаниями во время просмотра спектаклей. Для этого было выбрано открытое место, которое со всех сторон окружали улицы. Местность вокруг хорошо просматривалась, и королевской охране было легче контролировать обстановку.
В объявленном конкурсе проектов в 1861 году победил Шарль Гарнье – малоизвестный 35-летний архитектор. Он учился в Париже и Риме, долго путешествовал по Греции. Представленный им проект здания новой Парижской оперы занял пятое место среди 170 участников и таким образом прошел во второй тур, где в итоге оказался победителем.
Строительство театра заняло у Гарнье 15 лет. Ему пришлось бороться с грунтовыми водами, которые подходили в этом месте очень близко к поверхности. А когда в 1870 году император Наполеон III был низложен, стройка и вовсе остановилась: новые власти не хотели финансировать этот дорогостоящий проект, предлагая его снести. Однако пока все это решалось, сгорел оперный театр на улице Пелетье, и потому Гарнье все-таки выделили деньги на доведение строительных работ до конца.
Так в Париже появилось шикарное здание Гранд-Опера, куда состоятельная публика ходила не только для того, чтобы посмотреть спектакли, но себя показать, фланируя по вестибюлям и фойе, утопающим в золоте и росписях.
Долгое время театр называли Парижской оперой. Но когда в городе появилась Опера Бастилии, то это, старое здание, стали называть по имени архитектора – Опера Гарнье. Есть у него и еще название – Дворец Гарнье (Palais Garnier).
Детали
Богато украшенный, даже слегка вычурный фасад здания – это результат труда 14 живописцев и 63 скульпторов. Поскольку в распоряжении Гарнье были предоставлены очень большие средства, он выбирал для отделки фасада и украшения интерьера только самые лучшие и дорогостоящие материалы.
Рассматривать фасад – занятие любопытное. Ведь здесь бюсты великих композиторов, золотые фигуры Гармонии (с лирой) и Поэзии (с факелом) и разные скульптурные группы.
При проектировании фойе архитектор опирался на идеи парадны галерей и торжественных залов в старинных замках. Отсюда – великолепные хрустальные люстры, множество окон, обилие света, потолочные росписи.
Увидеть интерьеры Опера Гарнье вполне реально. В фойе и на парадную лестницу пускают, как в музей. Нужно лишь купить билет. А вот посмотреть на потолочную роспись Марка Шагала в зрительном зале можно лишь купив билет непосредственно на спектакль.