«Туризм под конвоем». Блогер рассказал о своем путешествии в Северную Корею, где у туристов забирают паспорта

Итак, по прибытии в аэропорт в Роману подошли и попросили паспорт. На регистрации это обычная практика – данные фиксируются, ставятся печати, после чего документ обычно возвращают владельцу. Но в этот раз документ не был возвращен.

«Туризм под конвоем». Блогер рассказал о своем путешествии в Северную Корею, где у туристов забирают паспорта
© runews24.ru

На вопрос о сроках возврата последовал ответ: «Когда будете отправляться домой».

Это вызвало у Романа полное недоумение. Почему паспорт туриста, имеющего оплаченную путевку и действующую визу, должен оставаться у принимающей стороны?

Объяснение было кратким: «Правила безопасности. Так положено».

Оспаривать это оказалось бессмысленно, да и чревато последствиями. Тем не менее, перед блогером стоял выбор: либо передать документ, либо немедленно вернуться обратно. Он предпочел первое.

Фото: Роман Дорохин, источник: dzen.ru / dorokhin

 

Вскоре после этого Роман познакомился со своей «командой поддержки». Двое сопровождающих – молодая женщина и мужчина постарше – представились гидами. Смысл их появления заключался в том, чтобы быть с группой в течение всей поездки, показывать и рассказывать о достопримечательностях, знакомить с историей страны, а также оказывать помощь с переводом. В принципе звучит вполне привлекательно, и вроде бы ничего странного.

Однако странности все-таки были: эти сопровождающие не отходили от группы ни на шаг. Совсем. Даже в туалет они ходили по очереди, один всегда оставался следить за туристами.

Попытки самостоятельно погулять по городу или сходить в магазин встречали жесткий отказ: «Только с сопровождением», «Только по программе».

«Даже просто посидеть в кафе было невозможно, если оно не входило в туристический маршрут. Создавалось ощущение, будто путешественник, будучи туристом, находился под своего рода домашним арестом», – рассказал Роман.

Группы формировались по 15-20 человек – так удобнее для контроля и управления. К каждой такой группе прикреплялось минимум двое сопровождающих. Младший обычно владел английским языком, тогда как старший делал вид, что «по-русски не понимает».

Однако, по словам путешественника, позже выяснялось, что понимание было превосходным. Вероятно, это делалось для того, чтобы туристы расслабились и свободно общались между собой на русском, пока сопровождающий внимательно слушал и запоминал.

Фото: Роман Дорохин, источник: dzen.ru / dorokhin

 

Но это были лишь официальные сопровождающие. Неофициальных наблюдателей было в разы больше. При посещении зоопарка, например, вокруг вроде бы находились обычные посетители: мамы с детьми, пожилые люди, молодежь – все разглядывали животных.

Однако вскоре начинали замечаться странности. Один мужчина мог полчаса стоять у одной клетки, имитируя съемку обезьян, но его камера была направлена на группу туристов.

Женщина в коричневом пальто «любовалась» теми же животными, что и группа; когда туристы переходили к слонам, она тоже направлялась туда, к тиграм – и она там же. Седой мужчина «потерял» что-то возле скамейки и искал уже минут десять. Но как только группа двигалась дальше, он тут же «находил» потерянное и следовал за ними.

Проверить это было легко. Достаточно было сделать вид, что хочется еще раз посмотреть на уже пройденных животных, развернуться и пойти назад. В этот момент «случайные посетители» начинали нервно переглядываться. Седой мужчина опускал телефон, прерывая звонок, а женщина в пальто также решала «вернуться» к тем же животным.

Еще через минуту к ним подходили двое новых «посетителей», и становилось ясно – это была смена. Одни «гуляют», другие отдыхают. За группой из 15 туристов следило не менее 10 человек – в зоопарке, в цирке, в музее, повсюду.

Фото: Роман Дорохин, источник: dzen.ru / dorokhin

 

В цирке произошла и вовсе комичная ситуация. Во время представления, когда клоуны выступали и публика смеялась, в зале сидел мужчина с телефоном и неподвижно снимал группу туристов. Это продолжалось полчаса. Он не моргал, не двигался – словно был сделан из металла.

Роман сделал вывод о том, что хоть гостям и демонстрировали страну, все равно возникало устойчивое ощущение некоторого обмана или неполноты информации.

Самое любопытное заключалось в том, что наблюдатели даже не особо скрывались. В ресторане за соседним столиком сидели двое, заказывая те же блюда, что и группа, тихо разговаривая, но постоянно поглядывая в их сторону. Гид объяснял это интересом местных жителей к иностранцам, что звучало неубедительно, учитывая их постоянное следование за группой.

В автобусе за ними всегда следовала другая машина, «случайно» двигавшаяся в том же направлении. На остановках люди из этой машины также выходили, чтобы «осматривать достопримечательности», демонстрируя удивительное совпадение интересов с туристической группой.

Вечером в отеле наблюдение не прекращалось, даже когда официальные сопровождающие уходили отдыхать. Дежурный администратор был осведомлен о номере Романа. Горничная запоминала, что он заказал из мини-бара. Охранник отмечал время возвращения с прогулки.

Вся эта информация записывалась, передавалась и анализировалась. За что? За то, что человек был туристом. За то, что он приехал посмотреть на их страну. За то, что он мог увидеть что-то, что не должен был видеть, или сфотографировать то, что не положено. А паспорт, как предположил блогер, не возвращали, чтобы он не мог сбежать, не попытался уехать раньше времени или посетить запрещённые места.

Фото: Роман Дорохин, источник: dzen.ru / dorokhin

 

Так и выходит, что путешественники становятся заложниками своего собственного любопытства. Приезжая посмотреть страну, они получают взамен тотальное наблюдение. При этом сами гиды-наблюдатели не проявляли никакой злобы.

Сопровождающие улыбались, помогали с фотографиями, рассказывали анекдоты. Даже те, кто следил, делали вид, что просто гуляют по тем же местам, никакой агрессии. Все были вежливы и дружелюбны. Но паспорт не отдавали и одного не оставляли.

В конце поездки, перед посадкой в самолет, документ возвращается, и гостям машут рукой: «До свидания! Приезжайте еще!»

Но в этом случае возникает вполне логичный вопрос: захочет ли путешественник вернуться, зная, что каждый его шаг записывается, каждое слово прослушивается, а каждый взгляд контролируется? Что ни говори, а туризм под конвоем – это особый вид отдыха, подходящий далеко не всем.