В Тунисе такси стало семейным бизнесом для многих граждан

В сумерках улицы Туниса оживают тысячами огоньков. Но это не фонари - это крыши такси, ритмично подмигивающие прохожим: красный - "свободен", зеленый - "занят". Этот парадокс, сбивающий с толку туристов, - лишь первая из многих загадок самого народного транспорта страны.

В Тунисе такси стало семейным бизнесом для многих граждан
© Российская Газета

Тунисские такси - это царство подержанных малолитражек, преимущественно европейского производства. Сухой климат продлевает жизнь даже "ветеранам" дорог, чьи салоны нередко украшены пестрыми коврами - дань местному колориту. Причина выбора проста: низкая стоимость покупки и обслуживания. Инвестиции в новый автомобиль для частника-таксиста часто неподъемны: средняя зарплата в Тунисе составляет около 1000 тунисских динаров (чуть более 26 тысяч рублей), а цена даже самой бюджетной базовой новой иномарки стартует от 50 000 тунисских динаров.

Национальный бренд не сумел покорить улицы Туниса. В 2008 году в республике был представлен "отечественный" автомобиль, который был смоделирован по образцу Jeep Willys армии США. Транспортное средство с полностью пластиковым кузовом собиралось "отверточным" методом и не смогло обеспечить низкую цену и высокое предложение на местном авторынке. В настоящее время под указанной маркой выпускаются несколько современных моделей преимущественно популярных в стране классов "пикап" и "кроссовер", в основе которых лежат модифицированные наработки иностранных автопроизводителей.

Семейный бизнес на колесах: "Такси по-тунисски"

В Тунисе нет таксомоторных парков и нет крупных корпораций. Есть желтый автомобиль - скромная малолитражка и его хозяин. Чаще всего это водитель, вложивший в машину все сбережения. А еще - его семья или друзья. Чтобы машина работала 24/7, за руль садятся по очереди: днем - отец, ночью - брат или зять. Это не просто работа, это совместное выживание.

Таксистом в условиях Туниса может стать практически каждый желающий. Для этого достаточно привести в соответствие свой автомобиль, получить лицензию на ведение данного вида деятельности. При этом таксометр, "шашечки" и сигнализатор занятости такси выдают в специализированной госструктуре.

"Моя машина - мой дом, - отметил Мухаммед, таксист из столицы страны. - Днем я вожу туристов, ночью - мой племянник развозит рабочих на смены. Без этого мы не проживем".

Почему желтый? Правила игры на дорогах

Цветовая гамма и сигнализация такси строго регламентированы. Все такси Туниса - ярко-желтые (чаще всего оклеенные специальной пленкой - прим. "РГ") с белыми шашечными фонарями на крыше. Это не прихоть, а закон. Так машину узнает каждый - от бербера в горном селе до туриста в Хаммамете.

Индикатор на торпедо - главный ориентир для пассажира. Красный огонек означает, что водитель свободен и готов к работе. Зеленый сигнализирует, что такси занято и везет пассажира. Этот "обратный" светофор часто сбивает с толку туристов, но местные лишь улыбаются: "У нас своя логика!". Снятие белого "колпака" с крыши автомобиля означает, что таксист передвигается по собственным делам.

Народный транспорт по необходимости

Доступность такси делает его по-настоящему народным транспортом. Им пользуются все - от студентов до пенсионеров. Главная причина - слаборазвитая сеть муниципального общественного транспорта, особенно за пределами столицы. Частично проблему решают желтые микроавтобусы (тунисцы называют их "луажи" - прим. "РГ"), местный аналог маршруток, курсирующие по фиксированным направлениям, но их недостаточно, чтобы покрыть все потребности.

Цены на такси в Тунисе остаются доступными для большинства населения, за этим пристально следят в руководстве страны. Посадка стоит около 0.45 тунисского динара (12 рублей), километр пробега - примерно 0.65 тунисского динара (17 рублей). Поездка через весь город редко превышает 5-7 динаров (130-180 рублей). С 21:00 до 6:00 действует ночная наценка в 50%.

Попытки международных онлайн-агрегаторов зайти на тунисский рынок с мобильными приложениями натолкнулись на серьезное сопротивление. Водители и власти выступили единым фронтом. Основными причинами отторжения "современных технологий" оказались резкий рост цен из-за дополнительной комиссии агрегаторов (до 20%), которая легла на плечи пассажиров, а также изменение привычной для местного населения модели работы - водители, подключенные к агрегаторам, стали меньше патрулировать улицы, предпочитая ждать заказы через приложение.

Это резко снизило доступность такси для пожилых людей и тех, у кого нет смартфона или установленного приложения. В 2024 году деятельность подобных онлайн-сервисов была временно приостановлена по обвинениям в "отмывании денег и работе без надлежащей лицензии". "Приложения - для богатых туристов. Наши главные клиенты - простые тунисцы, - пояснил Карим, один из столичных таксистов. - Мы не хотим зависеть от алгоритмов и терять связь с улицей!".

Несмотря на давление технологий и неудачу с местным автопромом, традиционное тунисское такси демонстрирует удивительную живучесть. Его сила - в глубокой социальной укорененности: для водителей - это независимый семейный бизнес, а для пассажиров - самый доступный и повсеместный вид транспорта.

Желтое такси Туниса - больше, чем просто транспорт. Это символ адаптивности, где местные традиции и семейные устои успешно противостоят глобализации и диктату алгоритмов. И пока в салонах старых европейских авто горят красные и зеленые огоньки, душа Туниса продолжает биться на его оживленных улицах.