Сквозь века и испытания: судьба Коложской церкви в Гродно

Гродно город, где каждый уголок дышит историей, а великолепие архитектуры погружает в атмосферу прошлых веков. Здесь нет недостатка в живописных зданиях: барочные храмы, величественные дворцы и старинные жилые дома составляют неповторимый облик города. Однако среди всего этого великолепия есть одна церковь, заслуживающая особого внимания Борисоглебская, более известная как Коложская.

Храм является не просто архитектурным шедевром, но и одним из древнейших символов Беларуси. Как и многие памятники эпохи Древней Руси, Коложская церковь несет в себе отражение общих архитектурных традиций, присущих древнерусскому каменному зодчеству.

Коложская церковь хранит многовековую историю, уходящую корнями в XII век. Дата ее строительства неизвестна, но считается, что храм появился около 1180 года, вскоре после основания Гродно. Архитектором был талантливый зодчий Петр Милонег. Построили церковь при князьях Борисе и Глебе, сыновьях князя Всеволодко, и назвали в честь их небесных покровителей.

За века церковь пережила множество испытаний. В 1241 году ее сильно повредил набег татарского хана Койдана, а спустя несколько десятилетий город атаковали рыцари Тевтонского ордена. Оборону возглавил каштелян Давид Городенский, и по легенде, после его гибели тело полководца похоронили у стен храма.

В 1410 году Коложская церковь стала местом сбора белорусских хоругвей Великого княжества Литовского. Воины получили благословение и отправились на Грюнвальдскую битву, где одержали победу над рыцарями Тевтонского ордена.

В XVI веке храм процветал, здесь работали иконописная школа и богадельня. Но в следующем столетии судьба его резко изменилась. Церковь передали униатам, а позже она подверглась разграблению. Ее ценности захватывали иноземные войска, а к началу XVIII века храм оказался почти полностью разорен.

Борисоглебская церковь пережила многое войны, пожары, грабежи. Но самым серьезным испытанием для нее стала природа.

Храм стоит на высоком берегу Немана, и этот живописный вид оказался его главной угрозой. Грунт подмывался водой, и к XVIII веку церковь начала наклоняться, грозя разрушением. Тогда пытались защитить ее: поставили забор, укрепили землю навозом, посадили деревья.

Но эти меры лишь замедлили разрушение, а не остановили его. Весной 1853 года река сильно разлилась, подняв уровень воды на несколько метров. В ночь на 2 апреля случился оползень, южная и часть западной стен храма обрушились в реку. Восстановить их в прежнем виде было невозможно.

В конце XIX века вместо каменных стен поставили деревянные, берег укрепили, а на храме обновили крышу. Но в 1904 году Синод решил, что восстановление не соответствует ее исторической ценности, и запланировал новую реставрацию, чтобы вернуть храму достойный облик.

Восстановление Борисоглебской церкви началось в начале XX века, но из-за Первой мировой войны работы пришлось остановить. В 1920 году Гродно вошел в состав Польши, и уже польские власти занялись реставрацией.

Во время Второй мировой войны храм закрыли, а позже передали историко-археологическому музею. Некоторое время здесь располагался музей атеизма и истории религии. В 80-х годах в церкви провели исследования, в ходе которых археологи обнаружили фрагменты старинных фресок.

После распада СССР храм снова передали православной церкви, обновили иконостас. В XXI веке провели еще два этапа работ по сохранению памятника. Сегодня Борисоглебская церковь вместе с комплексом на Замковой горе объявлена историко-архитектурным заповедником и претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построен по крестово-купольной системе и ориентирован алтарем на восток, как многие православные церкви. В его облике сочетаются элементы романского и византийского стиля.

Размеры храма сравнительно небольшие 25 метров в длину и 13 в ширину, а стены достигают высоты около 9 метров. В восточной части расположены три полукруглые пристройки апсиды. У церкви двойные стены, между которыми есть узкий проход, а от алтаря наверх ведут узкие лестницы, скрытые в камне. Они предназначены для певцов, чтобы подняться на хоры.

Но главная особенность храма его необычный декор. Стены сложены из прочного кирпича плинфы, в который вставлены разноцветные валуны с отполированными краями. Кроме того, наружные стены украшены глазурованными майоликовыми плитками разных цветов. В солнечный свет церковь словно сверкает, будто инкрустирована драгоценными камнями.

Рядом с храмом установлены памятные знаки. Один посвящен воинам, уходившим отсюда на Грюнвальдскую битву, другой — каштеляну Давиду Городенскому, защитнику города. Эти памятники напоминают о героических страницах истории Гродно.

Хотя церковь небольшая, внутри она кажется просторной. Это достигается за счет относительно тонких стен (около 1,2 метра) и круглых колонн, что необычно для православных храмов.

Своды сооружения сделаны легче благодаря голосникам — керамическим сосудам, встроенным в стены. Они не только уменьшают нагрузку на конструкцию, но и улучшают акустику, ведь их отверстия направлены внутрь. Именно благодаря этим голосникам церковные песнопения звучат особенно торжественно.

Во время недавних реставраций обновили несколько элементов интерьера: балкон для певчих, полы и потолок. Использовали дуб и сосну, следуя требованиям ЮНЕСКО. В сочетании со светло-серыми стенами деревянные детали, включая резной алтарь, создают гармоничную атмосферу.

На полу есть небольшое археологическое окно, заглянув в которое можно увидеть основание одной из утраченных колонн, сохранившееся со старых времен.

В полу храма и в нише северной стены сохранились фрагменты мозаики. На них можно увидеть изображения Серафима Саровского, Сергия Радонежского и летописца Нестора. Эту мозаику создал известный русский художник и архитектор Виктор Васнецов.

Граффити не только современное искусство. В Коложской церкви на одной из стен можно найти рисунок и надпись, оставленные в далеком прошлом. Надпись почти стерлась, но рисунок хорошо виден это группа людей с нимбами вокруг голов. Точная дата его появления неизвестна, но предполагают, что он мог быть сделан в XIII веке. Также на стенах церкви есть множество старинных «автографов разных людей, самый ранний из которых датируется XIV веком.

Один из самых красивых элементов внешнего декора храма майоликовые плитки. Они уложены не хаотично, а образуют узоры в виде православных крестов. Плитки разных оттенков голубого, серого и синего цвета особенно красиво сверкают на солнце. Интересно, что технология создания такой плитки была известна еще в Древнем Египте.

Важной святыней храма является икона Божьей Матери, которую считают чудотворной. Считается, что она помогает исцелять болезни. Точная дата ее создания неизвестна, но первые упоминания о ней встречаются еще в 1661 году.

Коложская церковь это не только древний храм, но и настоящий музей под открытым небом, где каждая деталь хранит свою историю.

промо изображение