Вячеслав Лобырев: «В планах — взойти на Эверест»

Депутат Ростовской-на-Дону городской Думы Вячеслав Лобырев ознаменовал начало нового года подъёмом на гору Килиманджаро — самую высокую отдельно стоящую вершину мира. Там ростовчанин развернул флаг нашего города и спел гимн донской столицы. Подробности восхождения на «Белую шапку» (так с суахили переводится Килиманджаро) у Вячеслава Лобырева узнала корреспондент «РО».

Вячеслав Лобырев: «В планах — взойти на Эверест»
© Rostof.ru

— Вячеслав Александрович, альпинизм — это хобби или вы занимаетесь им профессионально?

— Альпинизм — это моё хобби. Профессионально им я не занимаюсь и специально никогда не готовлюсь. В 2022 году в группе единомышленников возникла идея взойти на величайшую вершину Европы — Эльбрус, что мы и сделали в августе того же года. И ещё там, на Эльбрусе, мы договорились продолжить наши восхождения и покорить (хотя альпинисты не любят это слово) самую высокую гору Африки — Килиманджаро. Спустя два года нам это удалось.

— Почему выбрали именно Килиманджаро?

— Почему именно эта вершина? Она известна каждому советскому ребёнку по сказке Корнея Чуковского «Айболит», так что решение как-то само собой возникло: «Куда идём?» «Идём на Килиманджаро».

Мы подробно проработали этот вопрос, потому что на Килиманджаро есть определённая сезонность. Более того, все члены группы проживают в разных регионах России (Москва, Кабардино-Балкария, Ростов-на-Дону), люди занятые. Поэтому, как только представилась возможность, мы организовали этот выезд. Ко всему прочему, Килиманджаро — самая высокая отдельно стоящая гора в мире, и взойти на неё достаточно престижно и знаково.

— Сколько дней заняло восхождение?

— Подъём занял четыре дня. Обратно мы спустились куда быстрее — за один день. Но в истории восхождения на Килиманджаро есть рекорды, когда люди «забегали» туда буквально за десять часов.

— И как всё прошло?

— Самая большая сложность — отсутствие на высоте достаточного количества кислорода. Вторая по значимости сложность — это температурный режим. Ночью температура падает ниже нуля, что, как вы понимаете, не добавляет приятных ощущений. Но в целом нам повезло, потому что не было ни тропических ливней, ни урагана, ни палящего солнца, ни снегопада — мы, как говорится, «проскочили». Но это гора, и на ней всё то, что я перечислил, могло быть. Нам просто повезло.

— Насколько восхождение на Килиманджаро опасно?

— Любое восхождение в горы потенциально опасно. Ведь это экстремальный вид деятельности, который связан с риском для жизни. Начиная с того, что можно упасть со скалы и разбиться, заканчивая тем, что у человека может развиться горная болезнь, которая чревата отёком головного мозга и лёгких. А это приводит к летальному исходу.

— Какая должна быть подготовка?

— Подготовка, бесспорно, должна быть общефизической. Чем лучше ты подготовлен, тем легче переносишь нехватку кислорода. Но одной физической подготовки недостаточно, правильно иметь специальную альпинистскую подготовку. Тогда восхождение будет менее сложным.

— Это правда, что в процессе восхождения человек проходит несколько климатических поясов?

— Пять, если быть точным. Высота Килиманджаро составляет почти 6 тыс. метров, и от подножия до вершины действительно расположены пять климатических зон, начиная тропическим лесом и заканчивая арктической пустыней.

— Какие были впечатления, когда вы поднялись на вершину? Какие там виды?

— После второго этапа подъёма, когда переходишь на высоту 3 тыс. метров, особо не до того, чтобы смотреть по сторонам. Нужно смотреть под ноги, чтобы не упасть, и подниматься с правильной скоростью, чтобы хватило дыхания. На виды можно было обращать внимание только на стоянках и привалах. Думаю, у большинства людей, которые туда восходят, похожие ощущения. Картины, как и в любой гористой местности, очень впечатляют: ведь, как известно, красивее гор могут быть только горы.

— Какие вершины вы ещё хотели бы покорить?

— Я думаю, что следующая наша поездка будет на Гималайскую гряду, в Непал. Там, как известно, находится величайшая вершина на планете — гора Эверест. Её высота почти 9 тыс. метров. Это очень серьёзное испытание, ведь после 7 тыс. метров начинается так называемая «зона смерти», где отмирают клетки головного мозга. Для этого восхождения нужна особенная, достаточно длительная альпинистская подготовка. Но даже это не гарантирует возвращение человека из такого подъёма. Поэтому на Эверест мы пока не пойдём, но отправимся на окружающие его горы. Там очень суровые погодные условия: нужно будет идти по пояс в снегу, и это очень серьёзное испытание для человека, даже для профессионала в альпинизме.

— Какие советы вы бы дали начинающим альпинистам?

— Не пренебрегать амуницией. Горы не прощают даже малейших ошибок. В горах всё очень важно: начиная от того, какие у тебя носки, и заканчивая тем, какой у тебя термос для питья. Горы — место опасное, и нужно понимать, что всегда сохраняется вероятность того, что вы не вернётесь домой. Может случиться сердечный приступ, тяжёлый перелом, может наступить горная болезнь... Если вы не готовы на подобные риски, то не стоит эту историю начинать. Это точно не лёгкая прогулка, это испытание человеческого организма на стойкость. Надо убрать все романтические мысли, связанные с альпинизмом, и понимать, что это в первую очередь риск и тяжёлый труд.

— Вы говорите, что альпинизм — это серьёзный риск, но всё равно хотите однажды подняться на Эверест. Это какой-то определённый склад характера должен быть?

— Мальчики, они, наверное, так устроены, что постоянно ставят над собой эксперименты. Начиная с самого раннего детства. Думаю, это изначально заложено в мужском характере — испытывать себя и проверять на прочность. Пожалуй, здесь только такое объяснение. Потому что альпинизм — это смесь неприятного с бессмысленным.