Как коренные жители Гренландии отнеслись к угрозам Трампа

Еще не успели растаять в небе огни новогодних фейерверков, как со стороны США из уст Дональда Трампа последовал целый залп грозных заявлений, которые по своему эффекту можно сравнить с разорвавшейся бомбой. Только что избранный президент, словно дразня мировое общественное мнение, сказал, что не худо бы им, американцам, присоединить к себе Канаду, вернуть контроль над Панамским каналом и отнять у Дании самый большой в мире остров под названием Гренландия.

Как коренные жители Гренландии отнеслись к угрозам Трампа
© Российская Газета

Притязания насчет Канады, скорее всего, являются своеобразной дымовой завесой, блефом, а вот угрозы в адрес Панамы и Дании эксперты сочли заслуживающими внимания.

А как к заявлениям Трампа отнеслись сами жители автономной территории в составе Датского королевства? Мы задали этот вопрос Гале Моррелл - нашей соотечественнице, которая 15 лет назад вышла замуж за гренландского эскимоса и с тех пор живет на севере острова. Раньше Галя занималась журналистикой, работала в одной из крупных советских газет, теперь она художник, фотограф и путешественница.

- Надо разделять реакцию датчан и коренного населения острова. Первые, можно сказать, испытали настоящий шок. Сами гренландцы отнеслись к этому скорее с юмором, восприняли слова Трампа как очередной трюк записного комедианта. Да, политики и здесь выступили с адекватными заявлениями типа "нас нельзя купить или продать". Простые же люди прекрасно понимают, что одно дело - говорить, и другое - делать.

Мой муж, полярный исследователь, писатель и актер Оле Йорген Хаммекен, давая по этому поводу интервью американскому журналу "Ньюсуик", сказал: "Трамп слишком громкий. Гренландия - страна тонкая. Мы редко повышаем голос, избегаем конфликтов. Вот почему для нас очень важен выбор голоса, тональности. Трамп может быть крут в Америке, но его голос слишком громкий для нас, инуитов".

- Как я понял, в Гренландии сейчас 56 тысяч жителей. Это только инуиты, то есть гренландские эскимосы?

- 48 тысяч - это коренное население, инуиты. Остальные - датчане, немного американцев, кто-то еще. Протяженность острова с севера на юг - 2700 км, потому есть существенные различия между жителями разных его частей. Например языковые. Инуиты северной части, западной и южной не всегда поймут друг друга. Скажем, как поляки и русские.

Быт тоже очень разный, например, на севере, где наш дом, почти вся жизнь связана с охотой на морского зверя: люди выходят в море на лодках, бьют гарпуном нарвала, моржа, тюленя, ловят рыбу. Передвигаются исключительно на собачьих упряжках, никаких тебе снегоходов. Они хотят жить так, как жили их предки 200 лет назад. И это не правительство за них так решило, они сами сделали такой выбор в желании сохранить свою самобытность.

В магазинах у нас на севере ассортимент продуктов скудный, местные целиком зависят от охоты и рыбалки. Живут, конечно, уже не в чумах, а в датских стандартных домах, где есть все удобства. Хотя большую часть времени проводят не в тепле и комфорте, а среди дрейфующих льдов.

Что касается экспатов, то они в основном селятся в главном городе Гренландии, он называется Нуук. Это совершенно другой мир. Там сейчас 17 тысяч жителей, высокие современные дома, много магазинов, ресторанов, баров. Это как маленький Копенгаген, только все там в три раза дороже - одежда, еда, выпивка, все.

Всего в Гренландии 18 городов, мы живем в городе Каанаак с населением в 600 человек.

- Чем заняты европейцы или американцы, живущие в Нууке?

- В основном это администраторы и бизнесмены.

- Я вспоминаю свой визит в канадскую столицу инуитов - городок Икалуит на Баффиновой Земле. Там существовали жесткие ограничения по части спиртного, касающиеся коренных жителей. У вас тоже инуитам запрещено продавать алкоголь?

- В Гренландии никаких ограничений нет. Правда, на севере жители некоторых поселков, я подчеркиваю - сами жители, решили, что больше никакого спиртного на их территории быть не должно. Теперь это самая "сухая" земля в регионе. Вообще молодое поколение инуитов расположено к здоровому образу жизни: занятиям спортом, правильному питанию, отказу от алкоголя и курения.

- Как иностранец может попасть в Гренландию? Откуда к вам летают самолеты?

- В каждом из 18 городов есть свой аэропорт или вертолетная площадка. Внутреннее сообщение - в основном по воздуху.

Что же касается международных рейсов, то прилететь в Гренландию можно только из двух мест - Копенгагена или Рейкьявика. Причем до недавних пор дальние маршруты обслуживал аэропорт Кангерлуссуак, бывшая авиабаза США. Он расположен довольно далеко от столицы. А дальше люди уже на маленьких самолетах разлетались во все стороны. Иногда это связано с большой морокой, например, нам, чтобы добраться до своего Каанаака, приходится делать четыре "подскока".

В ноябре был открыт новый большой аэропорт рядом с городом Нуук. С одной стороны, это хорошая новость, но с другой... Проблема в том, что нашу столицу чуть ли не ежедневно закрывает плотная завеса тумана, а потому неизбежны задержки или даже отмены рейсов. Еще одна важная новость: с этого лета должно открыться регулярное авиасообщение по маршруту Нуук - Нью-Йорк.

- Поскольку Гренландия с ее гигантским ледяным щитом и прибрежными айсбергами - место экзотическое, то наверняка к вам хотели бы приехать многие любители приключений. Власти острова заинтересованы в таком наплыве гостей?

- Это тонкая материя. Когда наши соседи исландцы открыли свою страну для туристов, то кроме экономической выгоды получили головную боль в виде не всегда корректного отношения приезжих к хрупкой природе. Инфраструктура Гренландии не готова к тому, чтобы принять сейчас много гостей. Если говорить о туристах, то в основном это пассажиры круизных лайнеров, они ненадолго выходят на берег, делают селфи на фоне ледников, закупают сувениры и отправляются дальше.

- Сейчас все говорят про глобальное потепление. Есть ли признаки этого процесса у вас?

- Если у нас на севере лед сковывал море 9-10 месяцев в году, а его толщина доходила до двух метров, то в последние годы такой лед стоит месяца четыре, а остальное время до горизонта видна открытая вода. Для эскимосов это катастрофа, потому что животные уходят далеко от берега к кромке льда, охота становится проблематичной.

- Отчего прежде американская база ВВС носила название Туле, а теперь ее переименовали в Питуффик?

- Американцы прежде мало помогали местным, например, инуитам нашего городка, который находится всего в 100 км от базы. Сейчас вроде бы спохватились, стали подбрасывать фрукты-овощи. И чтобы окончательно улучшить свой имидж, название тоже поменяли, сделали его более "местным".

- Как объяснить, что гренландские эскимосы все время говорят о своем желании обрести независимость и при этом они сегодня почти целиком зависят от финансовой помощи Дании?

- Формально все так. Но теперь представим, что у нас уже есть статус независимого государства. И тогда американцы платят за аренду своей военной базы не Дании, а Гренландии. Далее. Если арктические льды продолжат свое таяние, то северо-восточный проход станет свободным для круглогодичного судоходства, а это тоже деньги в казну. То есть у нас есть все шансы стать одним из самых благополучных государств. Безусловно, есть и много других аспектов. К примеру, надо думать о том, кто станет гарантом безопасности для страны, фактически не имеющей своих вооруженных сил.

- Действительно ли недра Гренландии содержат несметные запасы редкоземельных металлов?

- Да. Но, учитывая наши суровые климатические условия, отсутствие дорог, портов и прочей необходимой инфраструктуры, попробуйте их извлечь. К тому же и народ, и власти Гренландии категорически против майнинга, против всякого бурения, всяких шахт и разрезов, они сообща выступают за сбережение первозданной природы.