Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России
Агентство авиационной безопасности Евросоюза (EASA) выпустило рекомендацию, предписывающую перевозчикам воздержаться от полетов над европейской частью России. Авиакомпании стран Европы не выполняют их уже 3 года. Однако мы пообщались с экспертами и выяснили, что документ при определенных условиях все же может иметь последствия, ведь на EASA ориентируются и авиавласти третьих стран, и компании, которые страхуют самолеты.
Информационный бюллетень о зонах конфликтов (CZIB), выпущенный 9 января, советует авиакомпаниям – членам EASA, а также перевозчикам третьих стран, которые выполняют рейсы в ЕС, не летать до 31 июля над территорией РФ западнее 60 градусов восточной долготы. Область, о которой идет речь – практически вся европейская часть России. 60-й меридиан проходит вблизи Уральских гор, сюда входят районы полетной информации аэропортов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, а также закрытого Ростова-на-Дону.
Статус документа – рекомендательный. Следовать или нет указаниям – решают авиавласти каждого государства, обращают внимание наши собеседники.
«Обычно на рекомендации EASA строго ориентируются авиационные власти и даже сами авиакомпании стран Залива (ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт, СА) и Турции. Индия и Китай тоже могут на них обратить внимание», – высказал мнение руководитель консалтинговой компании Friendly Avia Support (Литва) Александр Ланецкий.
Пока никакой официальной реакции от регуляторов из этих стран на рекомендации EASA не последовало, поэтому решение о том, продолжать полеты или нет, принимают сами перевозчики.
Вот, например, комментарий flydubai, полученный в ответ на запрос «ТурДома»:
«flydubai выполняет рейсы по маршрутам, утвержденным нашим регулирующим органом».
Другие иностранные перевозчики тоже не торопятся вносить изменения.
«Режим ограничения полетов, планы "Ковер" действуют уже почти 3 года. Все рейсы выполняются по действующим расписаниям», – рассказал нам директор одной из билетных компаний.
У экспертов нет единого мнения о последствиях, к которым может привести появление документа EASA.
«Любая авиакомпания может принять к сведению позицию EASA и скорректировать свою полетную программу», – считает главред отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Он напомнил, что пять зарубежных перевозчиков уже ограничили или приостановили полеты в Россию, это произошло вскоре после драматического инцидента с рейсом AZAL, еще до появления рекомендаций EASA. Гораздо важнее, станут ли авиационные регуляторы других стран рекомендовать своим перевозчикам отказаться от полетов западнее 60-го меридиана. По мнению Олега Пантелеева, авиавласти ОАЭ и Турции «самостоятельны в оценке своих рисков».
Однако, по мнению Ланецкого, рекомендации EASA важны для зарубежных страховых компаний.
«Если британские страховщики поднимут ставку для перестраховки самолетов, летающих над рекомендованной территорией, то это может заставить авиакомпании отказаться от части рейсов».
Третий наш собеседник, пожелавший остаться неназванным, с этим мнением категорически не согласен. По его словам, режим авиационных ограничений действует уже почти 3 года:
«Все это время турецкие и арабские перевозчики выполняли масштабные полетные программы в города России, очевидно сталкиваясь с разными сложностями, в том числе со страхованием полетов, и, по всей видимости, успешно их решали».
Приведенный выше комментарий flydubai это подтверждает.
Теоретически появление документа EASA может изменить и маршруты транзитных рейсов китайских авиакомпаний. Они выполняют полеты в ЕС через воздушное пространство России, в то время как европейские облетают его над Закавказьем и Средней Азией.
Впрочем, и такой вариант тоже считают малореальным. Ланевский оценил вероятность такого развития событий в 25%. Олег Пантелеев в свою очередь считает, что китайцы вряд ли будут следовать рекомендациям европейского агентства.
«Для авиакомпаний из КНР пересмотр маршрутов будет означать рост издержек и снижение конкурентоспособности. Сейчас они выигрывают у европейцев, так как пользуются прямыми маршрутами. Чтобы скорректировать свои планы, китайским перевозчикам нужно будет провести оценку рисков».
Когда эта статья готовилась к публикации, последовала официальная реакция Росавиации.
«Данная рекомендация – не что иное, как продолжение политики санкционного давления западных стран на отрасль гражданской авиации России. По своей сути рекомендация является очередной попыткой сокращения количества рейсов азиатских авиакомпаний в аэропорты Евросоюза с использованием Транссибирской системы маршрутов», – сообщил представитель Федерального агентства.
Такими рекомендациями, по его словам, EASA «просто пытается вернуть конкурентное преимущество для своих компаний, которое было утеряно».