«Путешествие в совершенной форме» Туристам больше не нужны популярные места и развлечения. Чего они захотели в 2025 году?

В 2024 году консалтинговая компания McKinsey провела опрос среди пяти тысяч жителей Китая, Германии, ОАЭ, Великобритании и США, которые совершили как минимум одну поездку за последние два года. Подавляющее большинство заявили, что сейчас они гораздо больше хотят исследовать мир, чем до пандемии. Отрасль, которая лишилась 75 процентов доходов в 2020 году, полностью восстановилась. Однако нынешние туристы ищут новых впечатлений и отдают предпочтение неизведанным местам, а их представления о качественном отдыхе кардинально изменились. Куда мечтают поехать путешественники в 2025 году и почему им больше не нужны главные достопримечательности планеты — разбиралась «Лента.ру».

Новые тренды в путешествиях: чего хотят туристы в 2025 году
© Lenta.ru
«В 2024 году мой отпуск превратился в настоящий ад из-за того, что я пыталась уместить в него все, делится часто путешествующая туристка из Москвы Полина. Я давно мечтала посетить Сицилию, представляла, как буду нежиться на солнце у моря, рассекать на арендованном автомобиле среди вулканов и старых сицилийских городов, пить лимончелло на вилле и смотреть на закат».

Однако за две недели долгожданного отдыха девушке хотелось посмотреть как можно больше — в итоге каждый день сопровождался стрессом.

«Мои родители научили меня тому, что раз уж ты потратил деньги на авиабилеты и поехал отдыхать, то должен взять от этого максимум. Поэтому мой отпуск был расписан по минутам, надо было успеть везде. На Сицилии ведь так много красивых мест! Но из-за бешеного темпа я постоянно нервничала, психовала, что куда-то не успеваю. Отдыхом это назвать сложно. В итоге я вернулась в Москву еще более уставшей, чем уезжала», вспоминает Полина.

Проблема туристки очень распространена среди старшего поколения, однако такой вид путешествий больше не привлекает миллениалов и зумеров.

«Я вижу, что все больше людей выбирают спокойный отдых. Только сейчас я понимаю, что по большому счету неважно, увидишь ли ты какой-нибудь знаменитый водопад или вулкан, главное позаботиться о себе и не делать отпуск очередным туду-листом», Полина, туристка.

«Они хотят чего-то нового»

Согласно исследованию McKinsey, путешествия оказались главным приоритетом в жизни большинства участников эксперимента, особенно — у молодого поколения. Миллениалы и зумеры колесят по миру чаще и тратят на это больше, чем их старшие коллеги, которые планируют в два раза больше внутренних поездок.

Жители какой страны больше других любят внутренние поездки?

На сегодняшний день 75 процентов расходов на поездки приходится на внутренний туризм, а США являются крупнейшим в мире рынком таких путешествий. Но Китай намерен обогнать их в ближайшие годы: представители сферы хотят убедиться, что используют весь потенциал внутренних туристов, прежде чем они обратят внимание на зарубежные страны.

Последние готовы тратиться на туризм, только если действительно видят в нем ценность — расходы бэби-бумеров (родились между 1946 и 1964 годами) стабильно составляют лишь 20 процентов от общего объема трат на поездки. При этом впечатлениям они предпочитают удобства, такие как прямые перелеты и проживание в пятизвездочных отелях. Того же нельзя сказать о молодежи, которая легко сокращает любые категории расходов, прежде чем «урезать» эмоции от приключений.

При этом путешественники из разных стран любят по-разному проводить свой досуг. Так, больше половины китайских респондентов заявили, что планируют посетить известные достопримечательности во время своей следующей поездки. Аналогичные идеи разделяют лишь 20 процентов европейцев и североамериканцев. А жители ОАЭ отметили для себя важность шопинга и активного отдыха.

92 % миллениалов и зумеров черпают идеи из соцсетей, планируя очередной отпуск.

Трудно поверить, но в предыдущие годы 80 процентов туристов посещали всего 10 процентов мировых туристических направлений. Однако и эта тенденция изменилась.

«Многие направления оказались переполненными, говорит вице-президент по глобальным авиаперевозкам в туристической компании Expedia Джеймс Маршалл. — Путешественники хотят чего-то нового. Они хотят отыскать эквивалентные направления, которые еще не были открыты таким количеством людей».

По данным исследования Expedia о трендах в сфере путешествий Unpack ’25, в котором приняли участие 25 тысяч респондентов из 19 стран мира, около 63 процентов туристов планируют посетить необычные места во время следующей поездки. Так, с 1 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года вырос спрос на авиабилеты в мексиканский Косумель, новозеландский Вайкато, японскую Фукуоку и таиландский Краби. А минувшей осенью авиакомпания United Airlines объявила о расширении международных рейсов в Сенегал, Гренландию и Монголию.

«2024 год был поворотным для россиян»

Все больше россиян начинают путешествовать за пределы страны — и многие из них тоже предпочитают необычные направления. По сравнению с 2023 годом, когда отдыхать за границу выехало 10,5 миллиона человек, к началу 2025-го это число достигло 15 миллионов.

«Сейчас мы ведем переговоры по поводу запуска прямых перелетов с Танзанией, Занзибаром, Саудовской Аравией и Малайзией. Несмотря на отсутствие прямой перевозки, последняя становится одним из лидеров у российских туристов», утверждает основательница турагентства Mayel Travel Майя Котляр.

На 20 % выросло число заграничных путешествий у россиян.

Котляр предполагает, что в 2025 году еще больше увеличится спрос на азиатские направления, такие как Индонезия, Вьетнам, Шри-Ланка и Китай, который уже и так входит в пятерку самых привлекательных стран. А скоро в их числе появятся Филиппины, Марокко, Иордания и страны Африки.

«Большими темпами будет расти и Европа. Турпоток туда увеличится как минимум на 10 процентов благодаря транзитным рейсам. Цены на зарубежную авиаперевозку снижаются, чего не скажешь про внутренние перелеты по России», подчеркивает Котляр.

По данным сервиса «Островок», россияне бронируют отдых за границей на весну и лето 2025 года на 73 процента активнее, чем в аналогичный период прошлого.

«Значительно выделяется Япония, где число ранних бронирований на предстоящий весенне-летний сезон превышает прошлогодние показатели в пять раз, Абхазия почти в четыре раза, Грузия и Таиланд в два раза», добавили в компании.

Россия, в свою очередь, не теряет привлекательности как туристическое направление у иностранцев — особенно у китайцев.

«60 процентов объема въездного турпотока занимает у нас Китай. Также идет очень сильная переориентация в сторону стран персидского залива. К нам начали ездить из Саудовской Аравии, из ОАЭ и стан АСЕАН. Мы должны сконцентрироваться на АСЕАН, БРИКС и ШОС», — считает Котляр.

По ее мнению, игрокам отечественной туриндустрии важно работать над брендом страны на мировой арене. В частности, она предлагает ввести карты туристов, чтобы иностранцы могли расплачиваться не только наличными деньгами, запустить больше чартерных рейсов и нивелировать очереди на границах. Кроме того, специалистка уверена: интересно должно быть ездить не только в Москву и Санкт-Петербург за красивыми отелями, высокой кухней и сервисом. Необходимо представить понятные маршруты, чтобы целостно показывать Россию.

«Я бы сказала, что 2024 год был поворотным. Мы возвращаемся к доковидным показателям, что не может не радовать. Все рынки растут, и этот рост продолжится», Майя Котляр, основательница турагентства Mayel Travel.

Китовые глемпинги, водопады и российский Куршавель

Российские туристы все чаще открывают новые места на родине — например, термальные курорты в Тюмени или бутик-отели в Адыгее. Весной и летом они бронируют речные круизы по Енисею, прогулки на вертолетах на плато Путорана, откуда можно увидеть Кандинский, Курейский, Оранский, Хонна-Макитский и Иркиндинский водопады, китовые глемпинги с гурмэ-кухней на Баренцевом море.

«Я думаю, что в 2025 году мы уже достигнем отметки в 100 миллионов поездок по России. Тренды будут развиваться соразмерно открытию новых туристических объектов, таких как поселок Сириус в Краснодарском крае, Новая Анапа, "Три вулкана" на Камчатке, туристический кластер у каспийского моря в Дагестане», сообщает Майя Котляр.

По словам эксперта, сейчас во внутреннем туризме ярко выражен тренд на курорты Северного Кавказа. В текущем зимнем сезоне вместо заграничных направлений россияне отдают предпочтение горнолыжным спускам Приэльбрусья, Домбая и Архыза. Кроме того, пользуются популярностью Шерегеш, Томская область и республика Тыва. А к 2030 году завершится строительство комплекса «Манжерок» на Алтае, который станет альтернативой французскому Куршавелю.

Грядущим летом, по информации сервиса «Слетать.ру», туристы отправятся в Краснодарский край, Крым, Карачаево-Черкесию, Калининградскую область, Приэльбрусье и на Байкал.

«При этом в отдельных регионах рост спроса еще выше. Так, в Санкт-Петербурге на весну-лето 2025 года сделано на 80 процентов больше бронирований объектов размещения, чем годом ранее, в Москве на 40 процентов больше, а в Сочи на 24 процента больше, дополнили в «МТС Travel». Безусловно, речь пока идет о самых дальновидных туристах, которые спешат забронировать популярные отели и сделать это по наиболее выгодным ценам».

100 млрд рублей выделили в России на развитие внутреннего туризма в 2023-2024 годах.

«Надеюсь, у нас больше не будет такого динамического роста цен, как в 2024 году, когда стоимость авиаперевозок выросла на 25 процентов, железнодорожных на 15-17 процентов, проживание в отелях на 20 процентов. Это очень много с учетом того, что в России сейчас очень сильная инфляция, как и во всех странах мира», высказалась Котляр.

Главный тренд — спокойные нервы

«Подумайте о качественном времени, проведенном с семьей или наедине с собой. О прогулках в красивых местах, о сне в палатке, о пикнике на пляже. О поездках на поезде, о побережье, за которым вы наблюдаете с борта лодки, о посещении нетронутых мест. Об остановке в доме, которым владеют и управляют местные жители, о знакомстве с их культурой через пищу. Никаких уловок, никаких причуд, просто путешествие в его чистейшей, самой совершенной форме», описывает новый тренд в туризме люксовый туроператор Original Travel.

Так называемые мягкие путешествия — это простые поездки, которые полезны для психики. Отчет Hilton Trends Report показывает, что на сегодняшний день более одного из пяти путешественников планируют отправиться в путь ради самопознания или заботы о своем ментальном здоровье во время отдыха. Они склоняются к «мягким путешествиям, поощряющим простоту и спонтанность», говорится в исследовании.

При этом эксперты просят не путать «мягкие» путешествия с «медленными», когда турист погружается в незнакомую культуру в течение длительного периода времени. Первые, прежде всего, направлены на индивидуальность и внутренний фокус.

«Идея "мягкого" путешествия будет расти, поскольку люди все больше уделяют внимание психическому здоровью и ищут направления, которые предлагают передышку от беспощадного темпа современной жизни. Они ищут отдых, который позволит успокоить нервную систему и исследовать мир в собственном темпе», поделился главный менеджер группы элитных объектов недвижимости на Санторини Христос Сейзис.

Среди «активностей», отвечающих концепции, он выделяет медитацию и любование закатами под спокойную живую музыку.

А для руководителя отдела коммуникаций сервиса HotelPlanner Тима Ганстоуна «мягкое» путешествие — это прежде всего отказ от четких маршрутов и мобильного телефона.

«Вместо этого спрашивайте дорогу у местных жителей и позвольте своему путешествию развиваться естественным образом», советует он.

В отчете Expedia Unpack ’25 эта концепция описывается как JOMO (от английского Joy of missing out) — то есть радость от упущенных возможностей. Это — игра слов от популярного термина FOMO (Fear of missing out), что означает страх пропустить какое-либо интересное или важное событие. По данным аналитиков, сегодня эта радость проявляется в росте спроса на аренду частных домов в горах и у моря — локациях, подразумевающих полную релаксацию.

«JOMO помогает улучшить психическое здоровье, снизить стресс и наладить общее благополучие, утверждают 62 процента респондентов. В то же время почти половина говорит, что такой отдых позволяет им улучшить коммуникацию с близкими», Expedia Unpack 25.
© unsplash
«Сейчас происходит переоценка смыслов и ценностей. Появляются ответы на экзистенциальные вопросы: люди осознают, что времени на самом деле еще предостаточно и хвататься за момент не нужно. Лучше дать себе возможность никуда не спешить и просто насладиться происходящим, рассуждает российский патопсихолог, специалист по кризисной психологии и поведенческому анализу Василиса Кулешова.  Любому путешественнику с детства знаком принцип "галопом по Европам». Это отпуск про голод и страх упущенной выгоды, когда нужно охватить максимальное много за небольшой промежуток времени, ни во что не вникая и глубоко не погружаясь. К счастью, сейчас это уходит на второй план».

По мнению специалистки, в спокойных поездках человек обретает связь с собой, знакомится с замедленностью, осознанностью и чувственным проживанием событий жизни. Теперь, проделав путь, он не торопится бежать дальше, а останавливается в красивом месте, поворачивается лицом к своему жизненному опыту и благодарит себя за то, что осуществил мечту.

«Психика людей трансформируется. Выросло поколение, у которого произошло открепление от травмы Великой Отечественной войны. У людей в районе 30 лет и младше тренд на «мягкие» путешествия будет только расти. Для них нет ничего лучше, чем любоваться закатом с благодарностью к самому себе», подводит итог Кулешова.