Войти в почту

Вековой Мавзолей, или Чего еще не знают историки об усыпальнице Ленина

Все мавзолеи Ленина — и самый первый, деревянный, воздвигнутый сразу после смерти вождя пролетариата, и второй, тоже деревянный, открытый для посещения 1 августа 1924 года, и нынешний, работающий с 1930 года, — были сооружены по проектам архитектора Алексея Щусева. Монументальное сооружение могло быть совсем не таким, каким мы знаем его сегодня, например в форме космического корабля, земного шара или пятиконечной звезды. Эти и другие проекты советские люди представили на объявленный в 1925 году всенародный конкурс, но их так и не воплотили в жизнь. Почему выбрали именно проекты Щусева, какие тайны хранит мавзолей и почему он до сих пор остается центром притяжения иностранных и русских туристов, разбиралась «Парламентская газета».

Вековой Мавзолей, или Чего еще не знают историки об усыпальнице Ленина
© Парламентская газета

Монастырь — вокзал — мавзолей

В январе 1924 года 51-летний архитектор Алексей Щусев, по проекту которого тогда уже строили Казанский вокзал в Москве, получил главный заказ в своей жизни: создать в считаные дни невиданное для того времени сооружение — усыпальницу вождя мирового пролетариата, мавзолей Ленина.

До революции Щусев был архитектором при канцелярии обер-прокурора Святейшего синода, а главным его делом было храмовое зодчество. Например, он спроектировал ансамбль Марфо-Мариинской обители в Москве, а также несколько соборов и церквей на Украине и в Италии.

После революции храмовых дел мастер не эмигрировал из страны и вполне удачно вписался не только в новую жизнь, но и в новый стиль. Например, в 1923 году Щусев проявил себя на строительстве первой Всероссийской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставки, когда в жесткие сроки требовалось выполнить огромный объем работ.

Выбор Щусева как архитектора мавзолея во многом и объяснялся тем, что он зарекомендовал себя как человек, который может быстро и качественно решать поставленные задачи любой сложности, считает главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского музея имени А. В. Щусева Юлия Старостенко. »Когда Ленин умер и встал вопрос, что надо что-то построить сейчас оперативно для прощания, Щусева срочно вызвали на заседание правительства и комиссии по похоронам Ленина, где перед ним была поставлена соответствующая задача», — рассказала она «Парламентской газете».

Из автобиографии самого архитектора известно, что за ним приехали ночью и увезли в Колонный зал Дома союзов, где происходило экстренное совещание об организации похорон вождя. Проект Щусев придумал за одну ночь, а на его воплощение власти отвели три дня.

Из тех же воспоминаний известно, что архитектор гордился своими мавзолеями, рассказала Старостенко: «Для него это была интересная задача — спроектировать необычное и по типологии, и по архитектуре здание и вписать его в ансамбль сложной исторической площади».

Символ вечности

Первый вариант мавзолея был деревянным и состоял из трех объемов. Центральный представлял собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой, а два боковых — простые прямоугольные объемы. В таком виде он просуществовал всего несколько месяцев, после чего уже в 1924 году ему на смену возвели второй мавзолей, который был все той же деревянной пирамидой, но уже более монументальной.

«По бокам основной конструкции были смонтированы трибуны, а тело вождя было помещено в саркофаг», — рассказала «Парламентской газете» декан исторического факультета Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Елена Барышева.

Уже тогда было ясно, что второй мавзолей не станет последним. На смену деревянным строениям должно прийти что-то более основательное. При проектировании третьего мавзолея Щусев решил использовать форму куба, который в теории архитектуры означает «вечность», рассказала Барышева: «Материалом для строительства послужил отечественный камень. Это было принципиальное условие».

«Отличительной чертой мавзолея на фоне других советских построек тех лет можно считать, что оно целиком было облицовано гранитом. В те годы других примеров такого рода решений не было, — добавила Юлия Старостенко. — Только после 1932 года советские архитекторы стали возвращаться к монументальным формам и дорогим материалам, что, например, нашло отражение в архитектуре московского метро».

В 1930 году строители торжественно рапортовали, что «Красная площадь — сердце Москвы — приобрела новый облик. Закончено сооружение величайшего в мире памятника Ленину — нового мавзолея», рассказала Елена Барышева.

«По бокам третьего мавзолея были выстроены две железобетонные трибуны, вмещавшие семь тысяч человек. Помимо строительства мавзолея, были перепланированы братские могилы 1917-1927 годов, произведена полная реставрация Кремлевской стены между Спасской и Арсенальной башнями с реставрацией четырех башен: Спасской, Сенатской, Никольской и Арсенальной, а также заменена брусчатка Красной площади, с которой убрали трамвайные пути», — сообщила историк.

Ракета, земной шар, звезда, небоскреб

Впрочем, все могло сложиться совсем не так. Советские власти в 1925 году объявили всенародный конкурс на лучший проект усыпальницы вождя. На рассмотрение поступило 117 чертежей и макетов. Их авторами были не только архитекторы или художники, но и «все мыслящие люди» — рабочие, крестьяне, служащие, учащиеся.

«Проекты были самые фантастические: от сооружений в форме земного шара, пятиконечной звезды, небоскреба до корабля «Октябрь» с фигурой Ленина на борту и так далее», — рассказала Елена Барышева.

Так как в задании к конкурсу было заявлено обязательное наличие трибуны, то и вариантов трибун также было большое множество. Еще одним обязательным условием было размещение мавзолея именно на Красной площади. Но отдельные участники предлагали перенести мавзолей в другое место, так как Красная площадь казалась им недостаточно большой для такого грандиозного проекта.

Многие замыслы оказались не соответствующими историческому облику площади, не отвечали заданию, поэтому конкурс остановили. А когда к теме вернулись спустя четыре года, решили взять за основу уже ставший привычным образ деревянного мавзолея, спроектированного Алексеем Щусевым.

Вот как писал об этом в воспоминаниях сам архитектор: «За пять лет образ мавзолея стал известным во всех уголках земного шара. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуру мавзолея — мне было поручено точно воспроизвести ее в камне».

Площадь торговая, торжественная, мемориальная

Во сколько обошлось строительство третьего мавзолея, опрошенным нашим изданием экспертам неизвестно. «Вопросы стоимости — это всегда сложная тема. Крайне редко по какому объекту того времени можно найди документы, в которых была бы четко обозначена затраченная на строительство сумма. По косвенным данным и публикациям в прессе можно говорить только о том, что сметы на строительство часто существенно превышались. Свидетели этого строительства никаких воспоминаний об этом аспекте появления Мавзолея не оставили», — рассказала Юлия Старостенко.

Даже спустя сто лет не все документы о мавзолее доступны исследователям, потому что этот объект находится уж в очень важном месте — на главной площади страны рядом с Кремлем, где и сегодня работают первые лица государства.

С конца XV века Красная площадь была известна как торговый центр, на нее выходили главные улицы Москвы, напомнила Елена Барышева. Торжественный характер она приобрела после войны 1812 года, когда там стали устраивать праздники и народные гулянья. А после 1917 года Красная площадь приобрела мемориальный характер.

В те годы задача реконструкции города и его центральной части была очень актуальной, отметила историк: «Вопрос о реконструкции Москвы и превращение ее в политический центр Советского Союза, оплота мировой революции и крупнейшего промышленного центра ставился так: создать в плановом порядке комплексное архитектурное оформление города, отображающее идеологию пролетариата и являющееся мощным орудием классовой борьбы». Понятно, что говорить при этом об экономии не приходилось.

Детям — конфеты, генсекам — глинтвейн

Из-за того, что многие документы о мавзолее до сих пор неизвестны не только широкой публике, но и профессиональному сообществу, за сто лет строение обросло множеством легенд и мифов. Например, широко известна история о подземных ходах под мавзолеем, через которые можно попасть в Кремль. Но опрошенные эксперты не смогли ее ни подтвердить, ни опровергнуть.

«О подземном объеме Мавзолея известно мало. Его внутреннее устройство остается государственной тайной. В некоторых исследованиях встречается лишь упоминание о существовании подземных помещений», — сказала Елена Барышева.

Раньше в СМИ также появлялась информация о фуршетах, которые якобы накрывали во время парадов для советских генсеков. Со ссылкой на поваров Кремля сообщали, что прямо на центральную трибуну доставляли горячий глинтвейн в термосах, а на устроенных тут же столиках размещали разные закуски.

«Если посмотреть на мавзолей сверху, можно увидеть, что ширина центральной трибуны, с которой руководство страны приветствовало демонстрантов и где во втором ряду стояли высокопоставленные лица государства, не такая большая. Поэтому разместить там столики было просто невозможно», — сказал «Парламентской газете» заведующий кафедрой истории России ХХ-ХХI веков МГУ Сергей Девятов.

Что же касается закусок, то все меню для первых лиц должно было проходить обязательное согласование, но таких документов в архивах нет, сказал эксперт: «Без такого согласования закуски никак не могли попасть генсекам».

Впрочем, источник нашего издания, близкий к Кремлю в те годы, настаивает: «И столики и закуски были! На столиках среди прочего лежали конфеты, которые генсеки вручали детям, поднимавшимся на трибуны. Это даже можно увидеть в одном из телевизионных сюжетов тех лет».

«Точно был и горячий глинтвейн, его подавали на гостевых трибунах, туда же доставляли горячий кофе и чай», — рассказал источник.

Центр притяжения уже сто лет

Спустя сто лет вокруг мавзолея по-прежнему много тайн. Например, не раскрывается информация о том, в какую сумму обходится содержание этого сооружения сегодня. В 2020 году СМИ называли цифру 17 миллионов рублей в год. Но ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные нам не смогли. В ФСО это не комментируют — информация о бюджете засекречена, как и технология бальзамирования тела Ленина.

Монументальный и загадочный мавзолей и по сей день остается центром притяжения туристов не только из России, но и из-за границы. Чтобы попасть в усыпальницу, приходится даже постоять в очереди, хотя, конечно, не такой большой, как во времена СССР.

Одновременно не утихают и споры о будущей судьбе мавзолея. Официальную позицию Коммунистической партии России наследники Ленина повторяют из года в год: решение о захоронении тела вождя в мавзолее было принято высшим законодательным органом страны и обжалованию не подлежит.

Когда несколько лет назад Союз архитекторов объявил о конкурсе на концепцию реиспользования мавзолея, лидер КПРФ Геннадий Зюганов резко заявил: «На мой взгляд, это уголовно наказуемое предложение».

Зюганов также активно выступает против драпировки мавзолея 9 Мая. «Празднование Дня Великой Победы мы должны рассматривать как важнейший акт сплочения народа. Смысл и содержание этого события священны. Священны и все его символы. Позорная практика маскировать Мавзолей Ленина разлагающе разрушительна и нетерпима», — сказано в обращении Зюганова, размещенном на официальном сайте КПРФ.

Участники парада в День Победы заслуживают того, чтобы услышать приветствие с трибуны Мавзолея Ленина, считает главный коммунист страны: «Столь знаменательное событие явилось бы ярким символом нашей духовной крепости».

Живут и побеждают

Еще несколько лет назад в России регулярно появлялись инициативы о выносе тела Ленина из мавзолея и его перезахоронении. Однако в последние время таких предложений в Госдуму не вносили.

Это говорит о том, что время все расставило на свои места, считает депутат Госдумы от КПРФ Александр Ющенко: «Подобные инициативы ранее происходили от разных политтехнологов. Но сегодня жулики, антисоветчики и враги страны прижали хвост».

«Сегодня нашей страной пройден определенный рубикон — понятно, кто враги, а кто друзья. Наша страна делает определенные шаги в направлении суверенитета», — пояснил Ющенко «Парламентской газете».

Он также напомнил, что только подпись Ленина стоит на документе о создании СССР, а Россия является правопреемницей Союза: «Поэтому те, кто бьет по Ленину, бьют и по нынешней России».

Будущее за ленинскими идеями, уверен коммунист: «Сегодня мы видим это по всему миру. Это и коммунистический Китай, который показывает огромные темпы роста, и Вьетнам, и Куба, которая пронесла знамя Ленина, несмотря на все жуткие санкции, которым она подвергалась».

А как у них?

Мавзолеи в разные годы строили и в других странах. Среди действующих самым массивным считается дворец-усыпальница лидеров Северной Кореи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Это бывшая резиденция основателя и лидера КНДР Ким Ир Сена, которая после его смерти была переоборудована в усыпальницу, рассказала Елена Барышева.

А одна из самых больших усыпальниц мира площадью 20 тысяч квадратных метров — Мавзолей Мао Цзэдуна в Пекине. Его построили в 1977 году. Он состоит из центрального зала с хрустальным гробом, кинотеатра с кинохроникой из жизни Мао и музейных залов.