Чем могут грозить экзотические насекомые нашей полосе?
В Московской области стали регулярно замечать необычных созданий, гигантских слизней и ос, огромных улиток и даже тропических пауков. Чем экзотические пришельцы могут грозить местной экосистеме и насколько они опасны для человека, телеканалу «МИР 24» рассказал доцента Института экологии Российского университета дружбы народов Владимир Пинаев.
Появление нетипичных для центра России видов, эксперты винят аномальную жару, но ведь прежде чем расплодиться, они должны были сначала появиться. Можете объяснить, как именно это происходит?
Совершенно справедливо. Жара – это некий стимулирующий фактор, который может говорить о том, что тот или иной вид может испытывать какие-то преференции. Но прежде чем испытывать какие-то преференции, этот вид должен появиться. У нас есть несколько вариантов появления чужеродных видов на какой-то территории. Как говорят, глобальное потепление, смещаются какие-то пояса. Сейчас стало теплее, и эти насекомые, получая аналогичные условия, которые были у них, в том регионе, где они были у себя дома, они могут продвигаться вперед. Это постепенное движение.
Но тут важно понимать, что у нас это может происходить, может затухать, потому что холодную зиму у нас никто не отменял. Припомним недавнюю зиму, снега был достаточно, холод был приличный. Второй момент – перевоз, например, с фруктами, овощами. У нас сейчас логистические цепочки очень хорошо развиты. Но бывает, что слабая санитарная обработка была проведена, то есть некий жучок-паучок или еще кто-то оказался в этих фруктах. Но тут два варианта. Или оса приспосабливается, находит себе пару, плодится и размножается и может заместить какой-то местный вид и вытеснить его. Или же второй вариант, что она появилась, не срослось ничего, и она исчезло уже, условно, к зиме. И другой вариант, у нас не только овощи и фрукты путешествуют, но путешествуют люди, которые могут просто что-то в багаже привезти. Это тоже возможно. Но это единичные случаи. Надо понимать, что для размножения насекомым нужна пара, то есть особь того же вида, которая позволит плодиться и размножаться.
Ваши коллеги насчитали как минимум пять редких видов беспозвоночных, которых можно встретить прямо у себя на даче, и среди них гигантский коричневый слизень, которого в Европе прозвали слизнем-убийцей. Что это за существо?
Давайте мы сначала определимся в терминах, чтобы не пугать наших зрителей и слушателей. Есть такой термин – редкие виды. Эти редкие виды – это то, что занесено в федеральную Красную книгу, в Красные книги регионов. Вот эти всякие экзотические насекомые, они к редким видам отношения не имеют. Ни в какие Красные книги России они не занесены. Это просто некие необычные, несвойственные для нашей территории виды, которые вдруг, неожиданно, появились. Поэтому давайте их не будем смешивать с видами, которые являются особо охраняемыми. Есть особо охраняемые природные территории.
Что это за слизень? Надо понимать, что это некий европейский слизень, который назвали для красного словца испанский. Ничего такого необычного в этом нет. Слизни у нас всегда были, но наши, российские слизни, они немножко помельче. Если вы пойдете в лес, вы увидите, что они там тоже совершенно спокойно проживают. В чем же отличие этого европейского слизня? Он более крупный, у него более яркий окрас, ну и, соответственно, он более прожорливый.
Как он мог появиться в наших широтах? Можно предположить, что с какими-то садовыми растениями из европейских питомников, в связи с недостаточной санитарной обработкой могли привести к нам. Но это не какой-то страшный бич 2024 года. Этих слизней мы периодически видели и год, и два, и три назад. Они где-то приспосабливаются, где-то исчезают, но сказать, что они как-то сильно повредили наше экосистеме, на данный момент говорить преждевременно. Да, их можно встретить, они видны, как, например, какие-нибудь виноградные улики. Но сказать, что они сильно оказывают большое влияние, об этом говорить преждевременно.
То есть они вполне безопасны?
Говорить, что они безопасны, я бы не стал.
Для человека?
Для человека. Они питаются опадом растений. Могут жить в совершенно грязных местах. Если вы будете их хватать, есть теоретическая возможность инфекционного или вирусного заражения. Лучше их трогать в перчатках. Мы помним, что бич современного мира – это разного рода аллергии, чтобы не было непонятной реакции, лучше защитить себя. Естественно, мы не хотим, чтобы поедали наше растение на даче или в лесу. Но в лесу там есть ежи, которые могут этим питаться. А на даче нам надо смотреть. Или привлекаем ежей каким-то образом, или же сами собираем. Вот этот сбор, он должен осуществляться в перчатках. А дальше как поступить? Можно подвергнуть термической обработке. У каждого дачника есть свои способы. Главное собрать.
Другой необычный вид объявившийся в Подмосковье – оса сколия. Насколько сильно она отличается от местной осы?
Оса сколия крупнее, до четырех сантиметров может быть. Но она не является в нашем понимании осой. Местная оса — у вас кусочек шашлыка пытается отгрызть, кусочек сыра. Оса сколия питается немножечко по-другому. У нее растительное питание, а именно нектар, поэтому она для человека не опасна.
Большую ли она пользу приносит, питаясь нектаром и перелетая с растения на растение, с цветка на цветок? Естественно, она определенным образом это опыляет. Насколько их много, вот этих ос, и могут ли они собой заместить, например, пчел или других каких-то насекомых, которые занимаются опылением растений? Пока говорить преждевременно, их не так много.
А что это за крупный желтый паук, о котором говорят жители сразу нескольких районов Подмосковья? Стоит ли его бояться?
Крупный желтый паук, вероятно, это Аргиопа Брюнниха, о котором говорят жители разных российских регионов. Не скажу, что он опасен для человека. Могут быть какие-то аллергические реакции, индивидуальная непереносимость. Людям свойственно бояться разного рода пауков, змей, мышей. То есть трогать его, так скажем, не надо. Если вам надо его выдворить, выдворите за пределы своей территории и пусть занимается своим делом.
Столичный департамент природопользования и охраны окружающей среды также сообщил, что в Москве появился нетипичный для региона богомол. Насколько он отличается от типичного?
Тут некая ошибка, потому что богомолы, они, в принципе, в наших широтах никогда и не водились. Богомол – южное насекомое. Где-то в южных широтах его можно увидеть. У нас его никогда не было. И сейчас их стали встречать здесь. С чем это может быть связано? Может кто-то в багаже привез этих богомолов, может быть с фруктами. Может быть, какие-то любители экзотики периодически их ловят на различных таможнях. Может быть, кто-то выпустил их, и они в связи с такой жаркой нашей погодой смогли на данный момент адаптироваться. Но не факт, что они смогут пережить нашу зиму. Вполне возможно, что численность их или сойдет на ноль, или будет нивелирована. Для человека они не опасны. Богомол на человека не охотится, слишком крупная добыча для него. А так питается насекомыми. В принципе, он может сослужить определенную пользу в борьбе с насекомыми. Но тут важно понимать, что насекомые есть полезные, а богомол не различает, какие для человека полезны, какие вредны, будет кушать все подряд.
Как думаете, нужно ли местную природу защищать от этих пришельцев? Или она сама справится?
Тут с местной природой все очень сложно. Давайте припомним смежный вид, растения, которые хотели у нас для сельского хозяйства использовать, которые вдруг у нас теперь расплодились по всей нашей территории, и вдруг оказывается, что они вредны и вытесняют виды традиционные. Естественно, необходимо каким-то образом все контролировать. Но как? Прежде всего, на мой взгляд, не заносить инвазивные виды. Надо достаточно внимания уделять санитарной обработке грузов и не давать с грузами поступать несвойственным нашей территории насекомым и другим видам. Тогда мы уже сослужим большую службу для данной территории, потому что тут не будут появляться инвазивные виды, просто занесенные извне. Но тут есть другой момент. Если мы говорим, что у нас меняется климат, температура увеличивается, какие-то еще другие условия изменяются, и тем или иным видам становится легче проживать на нашей территории. То есть они, например, раньше были южнее, температура стала более благоприятная для них, их ареал сместился на север. И это им позволяет уже жить на территории. Но тут мы, может быть, никак не можем повлиять, тут уже некая выживаемость. Смогут ли они встроиться в новые для них пищевые цепочки, смогут ли вытеснить совместные виды или станут с ними конкурировать. Как это будет, покажет время. Пока никаких критических изменений я не вижу в нашей окружающей среде. Лучше будем привыкать.