Полумесяц, рация и экзоскелет. Странные проекты прославили архитектора из бедной страны на весь мир. Чем они поражали?
1 июня одному из самых известных архитекторов современности Рафаэлю Виньоли могло бы исполниться 80 лет. Он родился в 1944 году в Уругвае, а позже переехал в Нью-Йорк, где основал архитектурное бюро. «Именно он проложил путь архитекторам, которые приезжали в США из Южной Америки и затем получали крупные проекты и признание», — сказал о нем коллега Амир Криппер. Виньоли создал многие достопримечательности мировых столиц, определял облик больших городов и не боялся ломать традиции, соединяя их с современными концепциями. Его проекты часто жестко критиковали, но архитектор умел объективно реагировать на происходящее и признавать ошибки. До юбилея он не дожил два года. Самые знаковые творения мастера — в галерее «Ленты.ру».
Один из своих самых известных проектов Виньоли воплотил в Нью-Йорке: в 2015 году он создал для города проект сверхвысокого небоскреба 432 Park Avenue. Необремененное декором здание находится в центре Манхэттена, между 56 и 57 улицами, и возвышается над землей на 425 метров.
высота здания 432 Park Avenue 425 метров
Однако оно уступает по высоте рекордсменам города — Всемирному торговому центру и Эмпайр-стейт-билдинг. Архитектор работал над проектом вместе с бюро SLCE Architects и компанией CIM Group.
Небоскреб представляет собой идеальное с точки зрения геометрии здание — в его основе лежит прямоугольник площадью 812 квадратных метров. Часть этажей отдана под роскошные апартаменты, часть занимают общественные пространства. Несмотря на архитектурную простоту ему удалость стать заметной частью пейзажа Нью-Йорка. При этом не обошлось без скандалов: в последние несколько лет жильцы жалуются на протекающие перекрытия, неработающие лифты и негерметичность конструкции. Вероятнее всего, это связано с чрезмерной высотой здания, которая становится проблемой в условиях непогоды.
В начале 2000-х годов архитектор начал работать над небоскребом для лондонского финансового района Сити. Через десять лет там появилось здание высотой 160 метров, получившее название от улицы 20 Fenchurch Street, на которой и находится. Небоскреб притягивает взгляд своей необычной формой — он слово распухает к верху. Из-за этого его даже стали называть рацией. В здании 38 этажей: большая часть отдана под офисы, на верхних уровнях располагаются бары, рестораны, смотровая площадка и цветущий сад. Позже архитектор признал, что допустил некоторые ошибки в строительстве и выборе материалов — солнечные лучи отражаются от фасада небоскреба, что привело к тому, что на соседней улице стало очень жарко и начал плавиться асфальт. К тому же не все оценили необычный замысел Виньоли, и в 2015 году популярное издание Building Design назвало этот небоскреб был назван худшим зданием страны.
В английском Лестере Виньоли построил Центр исполнительских искусств. Его особенностью стал закругленный массивный фасад, напоминающий огромные жалюзи. Из-за них центр стали называть Curve, что с английского языка переводится как «кривая» или «изгиб». Конструкция словно обрамляет сцену, благодаря чему в темное время суток с улицы можно наблюдать за представлением, актерами, бегущими в гримерки, и зрителями, которые пьют кофе в фойе.
Архитектор хотел вывернуть происходящее в театре наизнанку и сделал его частью жизни города, доступной каждому прохожему
Внутри располагаются два зала — на 750 и 350 мест. В общей сложности при строительстве Елизавета II.
Виньоли пользовался большой популярностью в Англии и кроме театра построил в 2011 году Центр изобразительных искусств Firstsite в Колчестере. Выделяющаяся на фоне пейзажа постройка в форме полумесяца увенчана вздымающимся к небу портиком. Архитектор отошел от традиционного представления об этой части здания, которая непременно украшалась колоннами, и представил современный асимметричный образ. Здание обшито золотистыми панелями из сплава меди и алюминия, которые сверкают и переливаются на солнце. С одной стороны к зданию примыкают римские руины, словно соединяя эпохи. В галерее нет постоянной экспозиции, там могут выставлять свои работы все художники. Внутри расположены привычные атрибуты музея: сувенирный магазин, ресторан, учебные залы.
В японском Токио Виньоли создал одну из современных достопримечательностей — Токийский международный форум, который считается крупнейшим конгресс-центром страны. В основном площадку используют в качестве выставочного центра и для многочисленных мероприятий, но внутри есть концертные залы, театры, офисы и рестораны. С архитектурной точки зрения центральным элементом форума является атриум высотой 60 метров с впечатляющим стеклянным навесом — благодаря прозрачному материалу создается ощущение, что конструкция парит в воздухе. В 1960-х годах, когда велось строительство, необычный навес считался очень смелым архитектурным решением. Считается таковым оно и сегодня. Особенно интересно выглядит здание форума в темное время суток благодаря подсветке.
В Лас-Вегасе по проекту Виньоли был построен роскошный отель Vdara. Он состоит из трех арочных конструкций, которые совмещены между собой и отличаются друг от друга оттенками стекла — от светлого оливкового до глянцевого черного. На солнце фасад переливается и мерцает. Арки поднимаются на разную высоту, создавая форму полумесяца. Площадь отеля в 57 этажей оценивается в 148,8 тысячи квадратных метров. Внутри есть номера разных категорий, цены начинаются от 209 долларов за ночь. Из окон открывается вид на пустынный пейзаж города. В распоряжении гостей также есть бассейн, спа-зона и террасы.
В корейском Сеуле Виньоли пришлось работать с незавершенным проектом для знаменитой компании Samsung. В 1994 году в городе начали возводить здание, однако в корпорации оказались недовольны замыслом и снова объявили конкурс. Бюро Виньоли выиграло тендер и предложило концепцию башни из трех объектов. Нижняя часть сделана с более объемным фасадом, который выступает на улицу, а выше расположена группа офисов с плоскими стенами. Венчает здание конструкция кольцеобразной формы, где расположен ресторан с панорамным видом на Сеул. Части здания соединены между собой тремя колоннами, где оборудованы лифты.
Посреди поля в Нидерландах Виньоли возвел корпус университета и научно-исследовательского центра в области естественных наук в городе Вагенинген.
Здание кубической формы почти полностью лишено колонн — снаружи объект обрамлен железобетонным экзоскелетом, создающим подобие решетки.
Несмотря на всю простоту здания, во время работы Виньоли приходилось учитывать множество требований. Так, помещения должны были быть хорошо освещены естественным светом, при этом лабораторию на нижнем уровне требовалось полностью изолировать и предотвратить там возможные вибрации, а внутренние помещения нужно было сделать максимально комфортными для сотрудников. Этажи здания соединяются серией мостов, что позволило максимально использовать каждый квадратный метр площади.
За свою жизнь Виньоли успел поработать и в американском городе Кливленде, где занимался реконструкцией художественного музея. Он работал на площадке, где уже стояли здание музея 1916 года и пристройки, созданные в начале 1970-х годов. Виньоли реконструировал уже существовавшие объекты и создал дополнительное восточное крыло, тем самым соединив между собой три разные эпохи. По его проекту была возведена постройка с полностью стеклянным фасадом, закрепленным на стальном каркасе. Через окна от пола до потолка вечером с улицы можно видеть экспозицию, расположенную внутри.
В родном Уругвае Виньоли построил мост через лагуну Garzón, красота которого особенно заметна в темное время суток. Архитектор отказался от традиционной конструкции и разместил на 16 бетонных опорах дорогу в виде кольца, которая на противоположных сторонах переходит в две трассы. Вдоль всего моста оборудованы пешеходные дорожки, где можно ловить рыбу или гулять, наслаждаясь пейзажем.
Сооружение фактически соединило между собой города Мальдонадо и Роша — раньше добраться из одного в другой можно было только на плотах, однако теперь каждый день по мосту проезжает до тысячи автомобилей. Круглая форма естественным образом снижает скорость автомобилей, что повысило безопасность и предоставило водителям возможность любоваться видами.