Искусство заставить есть

Фото: Bernd Schloßman, tourenfahrer-hotels.de

Наверное, странно было бы предположить, что фастфуд пришел к нам откуда-то не из США. Мы не странные – предполагать не будем: концепция быстрого питания проникла в современный мир именно из страны дядюшки Сэма. Да так в этом мире и осталась. А началось все больше ста лет назад – в конце XIX века в… Берлине. Там появился первый торговый автомат, где можно было купить шоколадку. А уже в 1893 году немецкая фирма «Штольверк», производившая эту сладость, имела на территории Германии около 15 тыс. вендинговых автоматов. Позже в их ассортименте появились спички, сигареты, жвачки и мыло. Еще была эпоха ресторанов-автоматов Horn & Hardart. Эти кафе как раз и создали на базе «Штольверка» и основывались на технологии кухонных лифтов, где прямо из столовой подавали те или иные блюда. Но и там продавали обычную еду - шпинат с бобами, макароны с сыром, супы, но не фастфуд. Фастфуд и джунгли Некое подобие быстрой еды в подобных автоматах стали продавать в некоторых городах США в начале прошлого века. В обмен на монету эти устройства выдавали голодным горожанам готовое холодное или горячее блюдо, а еще напиток. Первый в США ресторан-автомат Horn & Hardart, Филадельфия. Фото: Dr. William G. Ingram/AP, spiegel.de Но и это был еще не совсем фастфуд, а его предтеча. В 1916 году в городе Уичито, что в штате Канзас, один смекалистый владелец таких автоматов Уолтер Андерсон додумался воплотить их концепцию в настоящий ресторан и открыл закусочную в… перестроенном трамвае. Бизнес пошел в гору, и в ближайшие пару лет появилось еще две или три таких забегаловки. Но уже в 1921 году Андерсон встретил специалиста по страхованию недвижимости Эдгарда Уолдо «Билли» Ингрэма, и они вместе открыли ресторан White Castle (на все про все у мужчин было всего 700 долларов стартового капитала). А еще через три года создали целую сеть таких кафе. Уолтер Андерсон (слева) и Эдгард Уолдо «Билли». Фото: White Castle System, Inc./Ohio History Connection, kmuw.org В те времена в США бытовало мнение, что есть говяжий фарш – так себе затея. Это случилось после выхода в свет в 1906 году популярного романа The Jungle («Джунгли») американского писателя, борца с антисанитарией и мусором, политического активиста Аптона Синклера. Роман повествовал об отвратительных условиях труда и антисанитарии в мясоперерабатывающей промышленности США (текст был написан по итогу тайной работы Синклера на мясокомбинатах Чикаго). Андерсону и Ингрэму предстояло развеять страхи общественности, и они сделали это! Взяли психологическим эффектом: чтобы вызвать ощущение чистоты, интерьер «белых замков» делали из нержавеющей стали, а сотрудников одевали в безупречно чистую униформу. Так, любовь к вкусненькому у американцев перевесила страх перед микробами. Шляпы, короны и булочки Впрочем, реальные «замки» могли превратиться в воздушные: в октябре 1929 года в США случился биржевой крах и началась Великая депрессия – экономический кризис, продолжавшийся до 1939 года. А дальше маячила и Вторая мировая, которая в общем-то и вывела американскую экономику из кризиса в связи со спросом на военные заказы. Все эти годы дела у компании White Castle хоть и шли неплохо, массовой популярности фастфуд в США все-таки не получил – у многих просто не было денег даже на обычный кусок хлеба, огромная часть населения сидела без работы. Кроме того, в стране не было инфраструктуры для поддержки такого бизнеса, каковая существует сегодня в ресторанах быстрого питания. Но, несмотря на тяжелые времена, Андерсон и Ингрэм умудрились открыть централизованные пекарни и мясокомбинаты, построили склады. Они фактически полностью перешли на замкнутое производство, разве что коров сами не выращивали и пшеницу не сеяли. А еще в 1932 году Ингрэм основал дочернюю компанию Paperlynen по производству бумажных изделий, которые впервые стали использовать в ресторанах быстрого питания – в первую очередь, это были шляпы и коробки в виде белого замка. Головные уборы стали «фишкой» сети – их очень полюбили посетители. Поэтому позже, пожалуй, все гиганты фастфуд-отрасли, включая появившиеся в 1930 году KFC, в 1940-м – McDonald’s и в 1954-м – «Бургер Кинг», стали использовать какие-то бумажные атрибуты – пакеты, короны, коробки и стаканчики для напитков. А еще считается, что именно Андерсон изобрел булочки для гамбургеров, систему кухонь-конвейеров и стандартизированные методы производства продукции для всей сети ресторанов. Это помогло сделать еду совершенно одинаковой по вкусу и качеству, вне зависимости от того, в каком городе человек ее попробовал. Правда, уже в 1933 году Андерсон продал свою половину бизнеса Ингрэму, и тот (а также его потомки) уже владел сетью безраздельно. Кстати, именно благодаря маркетинговому таланту Ингрэма рестораны «Белый замок» и стали настолько популярными. Без его вклада забегаловки Андерсона, вероятно, так и остались бы на уровне переделанных трамваев. Интересно, впрочем, что на современном сайте сети ни словом не упомянут первооснователь Андерсон – все заслуги приписываются исключительно Ингрэму. Идея сделать пять дырок в котлете ускорила процесс жарки и добавила больше вкуса. whitecastle.com Микроволновка и культы После Второй мировой случился экономический бум: доходы населения начали расти, а голодные люди – есть. До того процесс приготовления пищи и ее поглощения происходил по преимуществу дома. Посещение ресторанов фастфуда с недорогим и вкусным меню стало своего рода развлечением – наподобие визита в кинотеатр или боулинг-клуб. Кафе фастфуда стали появляться как грибы после дождя. Одни существовали недолго, другим, упомянутым выше, суждено было стать гигантами отрасли, перешагнув через континенты и страны. А вот сеть «белых замков» хоть и дошла до наших дней, так и осталась функционировать лишь на территории США, и то – всего в 13 штатах. Но причиной популярности фастфуда послужило не только окончание войны: в 1950-е годы американцы стали свидетелями рождения еще одного культа – автомобиля. Население массово пересаживалось на железных коней, появились хорошие асфальтированные трассы, соединяющие города с пригородами (благодаря этому, кстати, американцы стали мало-помалу мигрировать из крупных мегаполисов, жить за городом отныне становилось престижно). Выросла мобильность огромного числа людей, увеличился темп жизни. И вот тут как нельзя кстати пришлась концепция быстрого питания – бизнесмены строили рестораны и кинотеатры «на колесах», благодаря чему у покупателей отпала необходимость покидать любимый автомобиль, чтобы пообедать или посмотреть кино. Казалось бы, успех фастфуда был такой, что дальше некуда. Но нет, было! В 1950-е годы на американский рынок массово «выкинули» устройство, о существовании которого большинство граждан нашей страны узнало лишь после развала Союза. Это была микроволновая печь (хотя – вы удивитесь – в 1980-х в СССР тоже выпускали свои микроволновки, которые простым людям, впрочем, даже не снились). Первая микроволновая печь, предназначенная для домашнего использования, Тappan RL-1, появилась в 1955 г. americanhistory.si.edu С ее помощью можно было за пару минут разогреть или довести до полной готовности любое замороженное блюдо. Это еще больше увеличило продажи точек быстрой еды и уменьшило доходы ресторанов еды «медленной», традиционной. Остановить еду Кстати, о последней. В 1986 году в Италии, стране с одной из самых вкусных и полезных кухонь мира, возникло общественное движение – слоуфуд («медленная еда»). Понятно, что это противопоставление надоевшему и вредному фастфуду. Идея оказалась настолько популярной, что стала распространяться в других странах. Сегодня – это часть так называемого медленного движения, философии замедления темпа жизни. Согласно концепции слоуфуда, все люди на планете должны иметь доступ к качественной и полезной пище. slowfood.com Протест против распространения фастфуда, Рим, 1986 г. commons.wikimedia.org Организаторы этого движения выступают против стандартизации вкусов – и, напротив, пропагандируют идею о том, что еда должна быть частью местной культуры. Они также категорически против всеобъемлющей власти транснациональных корпораций в пищевой промышленности. Выступают за экологически чистое производство и потребление продуктов, а еще – за честные и доступные цены для потребителей, справедливую оплату труда и достойные условия работы для производителей. Движение отлично себя чувствует и в России. Его представители, например, регулярно проводят гастрономические экспедиции в отдаленные уголки страны, чтобы изучить местную кухню. И не зря – они возвращаются из такого тура с новыми уникальными традиционными рецептами из Калмыкии, Кавказа, Чувашии, Башкирии и других регионов. Как готовят быструю еду? С помощью роботов. Тесто (все рецепты держатся в строжайшем секрете) для гамбургеров замешивают с помощью механической мешалки, а затем подают на конвейер, который формирует булочки, а потом посыпает их, например, кунжутом. После этого мучные изделия упаковывают в целлофан – дальше они поступают к работникам, которые дожаривают их до румяной корочки в специальной духовке. Еще проще устроено производство говяжьих котлет. Мясо проверяют на свежесть, берут анализы на бактериальные инфекции. Затем постную и жирную говядину смешивают и перемалывают в гигантской мясорубке. Фарш отправляется на машинную формовку, а затем – в морозильник, дальше – на упаковку и в рестораны. Там котлеты прожаривают на специальной двусторонней плите до тех пор, пока они не достигнут определенной температуры (чтобы это проверить – внутрь котлеты даже вставляют датчик измерения температуры). Зелень и овощи тоже нарезают при помощи машин, параллельно смачивая их водой из автоматических пульверизаторов. Все это также поступает на упаковку. Точно таким же способом готовят соусы и кетчупы – от сбора томатов и горчицы до упаковки бутылок с готовыми смесями. Огромные куски сыра нарезаются тончайшими ломтями при помощи специальных автоматических ножей. Приготовление рыбной пр

производство.jpg
дукции начинается уже на судне, где ее вылавливают. На заводах ее разделяют на одинаковые порции и обваливают в муке (не люди – все те же роботы). Единственное, что делается руками человека, – тестовые прожарки, когда часть кусочков готовят и пробуют на вкус, цвет и консистенцию, чтобы убедиться в качестве продукта. А вот картофель сортируют люди, а затем загружают в огромную картофелечистку, принцип действия которой похож на таковой у стиральной машины. Только в барабане находятся специальные зубчики – они обдирают всю кожуру (вот бы иметь такую дома, правда?). Потом картофель тщательно моют и разрезают автоматическими ножами на одинаковые дольки. Скорость движения картошки по конвейеру при этом может достигать 60 км/ч! А чтобы удалить черные точки и глазки – используют лазерные сканеры, которые автоматически обнаруживают дефекты и удаляют их струйкой сжатого воздуха. Затем овощ сушат, замораживают и упаковывают. В ресторане останется только поджарить его во фритюрнице. Как видим, почти весь процесс производства «стандартного» фастфуда полностью автоматизирован и рассчитан от А до Я. Неудивительно, что такая еда куда дешевле обычной, которую приготовит для вас шеф-повар в ресторане, ведь она создана из полуфабрикатов и огромного числа всевозможных добавок, которые подолгу сохраняют ее свежей. Полезна ли она? Выводы делайте сами, а еще – читайте нашу статью «Ешь, люби, лечись».