Предлагавшая туристические полеты в космос компания Virgin Galactic закрывается

Британский миллиардер и основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон заявил, что прекращает дальнейшие инвестиции в свою компанию, специализирующуюся на организации космических путешествий. Основной причиной этого решения стала убыточность бизнеса. Брэнсон указал, что у его компании больше нет финансовых средств для дополнительных инвестиций в Virgin Galactic. По всей видимости, эксцентричный предприниматель плохо просчитал все сопутствующие расходы, считает заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов:

Предлагавшая туристические полеты в космос компания Virgin Galactic закрывается
© Unsplash

Олег Смирнов заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора «Некоторые бизнесмены за последние годы упростили полеты в космос и начали привлекать туристов, не подготовленных для этой цели, забыв о том, что полет является стопроцентным риском. Кроме того, даже небольшая подготовка в космос стоит немалых денег. Упрощать это тоже невозможно, потому что это подвергать людей дополнительному риску к уже имеющимся рискам. И вот эта сумма расходов, которая требуется для полетов туристов, превалирует над доходами, которые он пытался получить».

На настоящий момент Virgin Galactic продолжает предлагать суборбитальные полеты на высоту 50 километров на космоплане SpaceShipTwo. Стоимость билета составляет 450 тысяч долларов за 90-минутный полет, в том числе несколько минут в невесомости во время спуска. Однако испытать состояние невесомости, хоть и более коротко, вполне можно и за в десятки раз меньшую цену, говорит космонавт, Герой России Сергей Волков:

Сергей Волков космонавт, Герой России «Полеты Virgin Galactic — это, честно говоря, не совсем полеты в космос, это полеты скорее в невесомость, то, что у нас делается и в России. Билеты стоят значительно дешевле, чем Брэнсон предлагает. И все-таки, наверное, не так много людей даже при относительной дешевизне (по сравнению с полетами длительными для туристов, когда на десять дней они летят) готовы пользоваться такой услугой. Это не та цена, все-таки это очень дорого, пусть даже за четыре минуты невесомости».

В ходе тестового полета космоплана SpaceShipTwo 31 октября 2014 года произошло катастрофическое разрушение аппарата в воздухе, в результате чего корабль разбился в пустыне Мохаве в Калифорнии. Тогда один из двух пилотов погиб, а другой был серьезно ранен. Это сильно усложнило и удорожило весь проект, говорит независимый эксперт в сфере космонавтики Игорь Лисов:

Игорь Лисов независимый эксперт в сфере космонавтики «При всем уважении к товарищу Брэнсону, в основном это все-таки плохая пригодность его аппарата для массовых и частых полетов. Была катастрофа, и после этого они перестраховались очень сильно. То, что могло бы летать регулярно два-три раза в неделю, реально запускалось раз в месяц. Неудивительно, что при этом доходов компания не получает. У Безоса есть более или менее похожий проект, но там посадка под парашютом. На мой личный взгляд, между 35 секундами в невесомости в самолете и 5 минутами невесомости в таком подскоке — разница по ощущениям для участника весьма невелика, а разница в цене — на порядок. Спрашивается — зачем?»

Компания Blue Origin американского миллиардера и владельца Amazon Джеффа Безоса предлагает похожие суборбитальные полеты по сопоставимой цене с Virgin Galactic. Однако полноценные полеты на орбиту с пребыванием на ней несколько дней сейчас предлагает лишь SpaceX Илона Маска.

Так, в сентябре четыре астронавта-любителя отправились в космос на модифицированном космическом корабле Dragon, оборудованном стеклянным куполом на 360 градусов, и провели три дня на орбите Земли на средней высоте. Космический корабль достиг высоты 570 километров. Полет оплатил технологический миллиардер Джаред Айзекман, который также был одним из его пассажиров. Его стоимость не раскрывается, но оценивается специалистами в 200 млн долларов.